Пошлова Светлана Александровна
Мастер-класс для педагогов «Экологическая физминутка как метод формирования экологической культуры воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическая физ. минутка, как\r\nметод формирования экологической культуры воспитанников» .Слайд № 1
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию тему экологического воспитания и в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через физ. минутки.
Слайд № 2
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологическая физминутка как метод формирования экологической культуры воспитанников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Физминутки, физкультминутки, динамические паузы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через физ. минутки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах
экологических физ. минутках;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для
формирования положительно - эмоционального отношения к экологической
физ. минутке.
-Познакомить с многообразием форм проведения физкультминуток
Ход мастер класса:
Слайд № 3
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей
планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является
актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -
научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться
богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё
преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая
роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится чтению литературы, наблюдению на прогулке, обыгрыванию экологических сценок. Однако не стоит забывать о том, что двигательная активность детей помогает лучше усвоить материал. Детям необходимо постоянно двигаться для того чтобы снять умственное напряжение.
Слайд № 4
Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физкультминутки.
Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей, помогают развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Проведение физкультурных минуток в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, а также в середине образовательной деятельности статистического характера предусмотрено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26.
Слайд № 5
Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия, их содержания.
Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:
1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т. п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток — мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.
Слайд № 6
2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как : «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.
Слайд № 7
3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения, как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как : «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и др
Слайд № 8
Непосредственно образовательная деятельность по экологии предполагает перемещение детей по всей группе или участку. Поэтому физ. минутку целесообразно подобрать из первой группы, для того чтобы переключить внимание детей. Сейчас я попрошу выйти всех желающих принять участие в нашем мастер –классе.
Слайд № 9
Я прошу вас подойти к столу, который символизирует центр творческой деятельности. Небольшое отступление от нашего мастер класса : для того чтобы дети более лучше усвоили преподаваемей материал по экологии необходимо задействовать по возможности как можно больше
развивающую среду в группе, используя различные центры (творчества, конструирования, экологический, и т. д.).
Слайд № 10
Итак, что вы видите перед собой (клей, ножницы, ободки из картона, коричневые круги, как вы считаете, могут ли эти предметы помочь нам превратится в мишек? (да) А как? (Мы можем из них сделать ушки медведя) Приступайте к работе, и превращайтесь в мишек.
Слайд № 11
Пока наши участники заняты я бы хотела напомнить, что существуют некоторые требования к проведению физкультминуток
-Проводятся на начальном этапе утомления (8-12-15-я минута занятия в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала);
-Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
-Упражнения должны включать движения, воздействующие в основном на крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти py ки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.
- Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.
- Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
- При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
- Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст).
Слайд № 12
- Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
-Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
-Физкультминутки, так же как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.
- Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
- Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.
- Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.
- Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
В результате, физкультминутка превращается в «оздоровительные минутки» и будет выглядеть следующим образом:
Слайд № 13
Итак, у нас произошло перевоплощение, вот, сколько мишек сразу появилось. (выполняется физ. минутка «Мишка»).
Слайд № 14
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно
работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,
увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной
деятельности, и возможно ощутил преимущества экологических физ. минуток в воспитании детей.