Екатерина Романова
Консультация для педагогов «На зарядку становись»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Вспомните, как неохотно вы встаете по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежиться в постели.
Точно так же не хочется вставать и вашему ребенку. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит, и воспитывает волевые качества ребенка: волю, настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Конечно, пока ребенок еще мал, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослым : мамой, папой, бабушкой, братом, воспитателем. Малышу надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то подражать.
Утреннюю гимнастику игрового характера отличают интересное содержание, игры, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Все это способствует активизации двигательной деятельности детей. Особенно игровые комплексы утренней гимнастики необходимы малышам. Ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, тепла, комфорта, вырастает устойчивым к неожиданным ситуациям в жизни и будет менее подвержен стрессам.
Вы можете спросить: «Для чего же нужно постоянно играть с детьми?»
Во-первых, для того чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые малыши в детском саду плачут, ссорятся между собой, требуют маму, не идут на контакт, а иногда просто не хотят заниматься. Какая уж тут гимнастика? Поход к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, смешная походка, улыбка, веселый совместный танец, музыка приводят малыша в нормальное состояние. Не обязательно он сразу засмеется, перестанет плакать или начнет заниматься – это уже хорошо.
Во-вторых, для того чтобы заинтересовать малыша, обогащая его новыми знаниями. Заинтересовать так, чтобы он захотел на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким глупым мышатам, получая новую для себя информацию. Выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем.
В каждом предлагаемом комплексе утренней гимнастики игрового характера есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж (малышам нужен для подражания). Заранее подготовленные костюмы, шапочки персонажей, красивые, яркие игрушки радуют, увлекают детей, заставляя двигаться, выполнять предложенное задание.
Утренняя гимнастика пройдет интересней, если будет сопровождаться музыкой. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. В некоторые комплексы утреней гимнастики включают игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаются скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игры-самомассажи, упражнения для профилактики плоскостопия («Нарисуй солнышко ногой», «Ходьба по скакалке», «Переложи шишки ногой», «Подними носок ногой» и т. д.).
Для утренней гимнастики подбираются упражнения:
- известные детям;
- простые по структуре.
После интенсивных длительных нагрузок необходимы дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому дыхательные упражнения очень полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
Последовательность упражнений в комплексах утренней гимнастики классическая. Сначала выполняются упражнения для плечевого пояса и рук, затем упражнения для ног и туловища. Широко распространены в утренней гимнастике исходные положения: стоя, сидя, лежа, на спине и на животе.
Требования к утренней гимнастике
Утренняя гимнастика по своей сути является утренней прогулкой, так как во время ее дети не только бегают и выполняют физические упражнения, но и играют, им также предоставляется время для свободной деятельности.
Комплексы утренней гимнастики составляются воспитателем на основе имеющегося у детей двигательного опыта. Утренняя гимнастика на свежем воздухе в зимнее время проводится с малышами при температуре не ниже 16 С, со старшими детьми – не ниже 18 С. В остальных случаях вопрос о проведении гимнастики на свежем воздухе решается медицинскими работниками (туман, слишком резкий ветер, мокрый снег и т. п.).
Комплексы утренней гимнастики проводятся 7-10 дней, предварительно разучиваются на физкультурном занятии. При проведении утренней гимнастики мы принимаем самые простые построения, перестроения, О. Р. У. и основные виды движения.
Утренняя гимнастика проводится с 2-х лет.
Самое главное, чтобы дети двигались с желанием, с удовольствием. Приучаем детей любить двигаться.
Со средней группы требуем четкого И. П. и правильность выполнения всех упражнений.
Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус. Если предстоит большая умственная нагрузка в этот день, то утренняя гимнастика должна носить развлекательный характер.