Папки-передвижки

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыка и здоровье»

Юлия Егорова
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыка и здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 193»

Мастер-класс для музыкальных руководителей

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального воспитания дошкольников

в рамках требований ФГОС»

Подготовила:

Музыкальный руководитель I квалификационной категории

Егорова Юлия Григорьевна

г. Ярославль, 2020 год

(слайд 1) трек 1

Цель и задачи: (слайд 2)

Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей „Музыка и здоровье“» размещена в разделах

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

- Предлагаю проверить, насколько активно вы сами заботитесь о своем здоровье и способствуете его укреплению.

Упражнение "Я работаю над своим здоровьем"

-Я буду задавать вопросы, если ответ положительный, то делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь. - я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику; - я ежедневно совершаю пешие прогулки; - я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом; - у меня отсутствуют вредные привычки; - соблюдаю режим дня; - я правильно питаюсь; -я эмоционально уравновешен; -я выполняю профилактику заболеваний.

- Итак, кто из вас оказался рядом с бесценным сокровищем "здоровье"? Это упражнение помогает наглядно увидеть, на правильном ли вы пути, помогаете ли вы себе в укреплении здоровья, ведете ли здоровый образ жизни.

Оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Что такое ЗДОРОВЬЕ? (слайд 3)

*Проводится игра со зрителями «Восьмёрка» (на сплочение коллектива) трек 2

*Игра на доверие в парах. трек 3

Новизна музыкально-оздоровительной работы состоит в следующем:

в музыкальном развитии, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.

Уважаемые участники, сегодня мы с вами создадим образ, символизирующий единство музыки и здоровья при помощи интеграции трех областей: коммуникативно-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.

Здоровье для человека – это основа его жизни, так же как и для дерева корни являются его основой. (Табличка с надписью «Здоровье» крепится на корни дерева).(Слайд 4)

Как вы считаете, достаточно ли иметь крепкое здоровье, чтобы быть счастливым человеком? (Ответы участников.)

У человека много потребностей. Какие вы можете назвать. (Ответы участников.)

Несомненно все потребности важны. Но для человека, как для существа биосоциального, одной из главнейших потребностей является потребность в ОБЩЕНИИ. И если здоровье – это КОРНИ дерева, то общение можно представить в виде ствола, который в свою очередь является основой для множества веток – многообразных ситуаций в различных сферах нашей жизни, где умение общаться играет решающую роль. (На ствол крепится табличка с надписью «Коммуникативно-личностное развитие».)

(Слайд 4)

В системе музыкально-оздоровительной работы я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий:

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья:

- Валеологические песенки – распевки

- Пальчиковая гимнастика

- Дыхательная гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

- Речевые игры

- Фонопедические упражнения

- Релаксация

2. Технология обучения здоровому образу жизни:

- коммуникативные игры – танцы

- игровой массаж (самомассаж)

3. Коррекционные технологии:

- логоритмика

- музыкотерапия (активная, пассивная) (слайд 5)

Что является средством общения людей? (Язык, речь)

Для того, чтобы наша речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования.

Валеологические песенки-распевки (слайд 6)

Валеология – это интегральная наука о сохранении здоровья и здорового образа жизни.

Что больше всего запоминается на празднике? (начало и конец)

Так же и на занятии!

Целесообразно начинать любое занятие с улыбки. Своим настроением мы сразу настраиваем детей на положительный лад! И конечно же, дети обращают внимание на внешний вид педагога.

Предлагаю вам музыкальное приветствие «Добрый день» Видео 1

Эта валеологическая песенка-распевка поднимет настроение, подготовит голос к пению. Существует много различных песенок-упражнений для детей младшего, среднего и старшего возраста. Например:

«Зашагали ножки весело по кругу» трек 4

«Доброе утро» (ст, подг. гр.). трек 5

«Здравствуйте ладошки» (мл, ср. гр.) . трек 6

Ритмопластика (Слайд 7,8) Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

«Скульптор»

Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.

Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль Скульптора, а другой – роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.

Игра «Мы зимой в снежки играем?» (видео 2)

Игра «Что нам нравится зимой?трек 7

«Забавные ладошки» (в парах танцевальные движения ладошками) трек 8

Следующая технология, с которой я бы хотела вас познакомить -

это дыхательная гимнастика. (слайд 9)

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:

1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха

3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развивать продолжительный выдох.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения основного комплекса дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Уникальность данной методики состоит в том, что упражнения в ней делаются одновременно с сеансом вдыхания воздуха: то есть движение приходиться на вдох: хватаем - вдыхаем, кланяемся - вдыхаем, поворачиваемся - вдыхаем. Воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

Выполняя упражнения следует соблюдать следующие правила:

-делать активный короткий вдох носом;

-выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;

- вдох делать одновременно с движением;

- вдохи-движения выполнять под счёт.

В начале осваиваем лёгкое упражнение "Ладошки" в медленном темпе "активный эмоциональный шумный короткий вдох" и "пассивный свободный выдох" (показ). Сейчас я предлагаю встать, для того, что бы выполнить дыхательное упражнение "Ладошки". Стоим ровно, прямо, ноги уже, чем на ширине плеч, ладошки развёрнуты. Вдох носом и одновременно сжимаем ладошки в кулачок.

Второй этап выполнения этого упражнения в более быстром темпе. На 4 счёта делаем подряд 4 коротких вдоха движения, затем отдыхаем 3-5 секунд. И так 4 раза по 4 вдоха движения. (показ)

Следующее движение "Насос"(накачиваем шины). Стоим немного ссутулившись, голова слегка опущена, руки перед собой, кисти к коленям. Наклоняемся вперёд, опускается верхняя часть туловища. Здесь активное участие принимают мышцы лёгких. И так 4 раза по 4 вдоха движения. (показ)

Более сложное упражнение "Кошка" (приседание с поворотом). "Кошка пытается схватить мышку". Стоим ровно, прямо, ноги уже, чем на ширине плеч. Поворачиваем верхнюю часть туловища вправо, слегка приседаем, а кисти рук одновременно делают хватательные движения (показ) Каждое упражнение разучивается с детьми до автоматизма (около месяца).

Специальные упражнения дыхательной гимнастики тренируют правильные вдох и выдох. Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Шумит лес: ш-ш-ш… Жужжит пчела: ж-ж-ж…

Упражнение «Едет паровозик с вагончиками»

«Комар»

«Цветок» (видео 3)

Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. (слайд 10)

«Сказка про язычок»

«Котик Рыжик зимой» (видео 4)

Таким образом, продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки, здоровья и коммуникативно-личностного развития.

Следующая область это познавательно-речевое развитие. Это листья нашего дерева. (Слайд 11)

Ещё одна технология, которую я вам представлю:

Пальчиковые игры (слайд 12)

Я использую в своей работе пальчиковые игры по методике Екатерины Железновой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко запоминающаяся мелодия и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию).

Речевые игры. (Слайд 13) Речевые игры и упражнения рекомендую сопровождать движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы народного устного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Простота выбранного текста позволяет не уделять много времени на его заучивание, а способствует развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения, поддержка текста музицированием способствует более эмоциональному воспроизведению.

Упражнение Лифт Бырченко

Игра «Сочини распевку»

Одним из направлений словотерапии можно считать и рифмотерапию – лечение стихами. Некоторые из стихов созвучны человеку, его эмоциональности "внутреннему миру". К тому же они являются индивидуальным способом самовыражения.

Давно известно, что ритмическая речь оказывает мощное воздействие на психику. Стихотворные формы, песни способны возбуждать или успокаивать человека. Они помогают расслабиться, отвлечься или выйти на нужный эмоциональный уровень.

Ход игры. Дети подбирают предложение в рифму предложенным слогам.

Ут-ут-ут-ут - на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют - птицы веселот поют,

Ят-ят-ят-ят - это комары звенят,

Ит-ит-ит-ит - заяц под кустом сидит.

Ёт-ёт-ёт-ёт-

Ут-ут-ут-ут-

Оздоровительные фонопедические упражнения:

Упражнение «В осеннем лесу»

Упражнение «Погреемся».

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко. Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а». Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую – с голосом, потом наоборот.

Упражнение «Капризка».

Я не буду убираться! Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,Никого не слушать.

Дети сначала кричат «А-а-а!», затем воют «У-у-у!», а потом визжат «И-и-и!»

Оздоровительный игровой массаж. (слайд 14,15,16)

Оздоровительный массаж «Снеговик» (видео 5)

Сейчас с помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, будем знакомиться с музыкальной грамотой.

Круговой массаж «Филармония веселых ноток»

(Участники становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу)

Я мечтаю стать артистом Круговые движения двумя руками по спине по Знаменитым пианистом. часовой и против часовой стрелке

Чтобы музыку играть, Имитация игры на фортепиано

Буду ноты изучать.

Нарисую нотный стан, Проводят линии по спине

Непохожий на орган.

На спине танцует луч - Рисуют скрипичный ключ на спине

Это мой скрипичный ключ.

С ним изучим без забот

Семь веселых звонких нот!

Чтобы их запоминать, Мнут верхний плечевой пояс

надо спинку нам помять.

Села утка на гнездо. Пощипывание спины

Это будет нота ДО.

Спит собачка во дворе. Поглаживание спины

Это будет нота РЕ.

Кошку с дерева сними. Массаж головы

Это будет нота МИ.

По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине

Это будет нота ФА.

А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине

Это будет нота СОЛЬ.

В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине

Это будет нота ЛЯ.

В море блещут караси. Волнообразные движения руками по спине

Это будет нота СИ.

Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой

Знаю полный звукоряд

Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (По очереди называют ноты)

Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы и поработать с технологиями: 1 группе – с игровым массажем 2 – с пальчиковой игрой, 3 – с валеологическим упражнением. Итак, перед вами на столах тексты: игрового массажа спины, пальчиковой игры, валеологического упражнения. Вам надо самостоятельно разработать сопровождение к этим текстам. По истечении 5 минут кандидаты от групп представят свои творческие упражнения.

1. "Парикмахер". Массаж спины.

Дети стоят парами друг за другом.

Расплету я кукле косы (вертикальное поглаживание пальцами)

И расчёской расчешу. (горизонтальное поглаживание пальцами)

А потом совсем немножко (постукивание рёбрышками ладоней)

Ножничками подстригу.

Чик - чик - чик (постукивание пальчиками по спине)

Щёлк - щёлк - щёлк (постукивание кулачками)

Будет от работы толк. (погладить спинку)

Закручу на бигуди (покатали кулачки по спине)

Приходи ко мне и ты. (поворачивают партнёра к себе лицом и встают к нему спиной)

2. Пальчиковая игра. Песочный домик. Для среднего возраста.

Вот песочница большая (разводят руки в стороны)

С крышею в горошек (руки домиком над головой)

Из песка мы строим дом (стучат кулачком о кулачок)

В доме пять окошек. (показывают раскрытую ладошку "пять")

Первое - для зайчика, (загибают на левой руке поочереди пальчики)

Второе - для совочка.

В третьем куколка стоит,

В четвёртом - два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку ("ладошки" спят под щёчкой)

Только кошке места мало( "грозят" пальчиком)

Прыг! И домик наш сломала! (шлёпают ладошками по коленям)

3. "Трямди - песенка".Валеологическое упражнение в парах.

(Дети стоят парами, лицом друг к другу.)

Маленькие пальчики трям-трям-трям

Барабанят пальчики трям-трям-трям («здороваются» кончиками пальцев обеих рук)

А теперь ладошки трям-трям-трям

Шлепают ладошки трям-трям-трям (то же ладошками)

Кулачками постучим трям-трям-трям

По трям-трямски говорим трям-трям-трям (то же кулачками)

Засопели носики трям-трям-трям

Носики-насосики трям-трям-трям (касаются кончика носа)

А теперь мы улыбнулись

Прыгнули и повернулись (прыгаем по тексту)

Мы в Трям-трямдии живем

Трямди-песенки поем (хлопают в ладошки)

А теперь я попрошу кандидатам групп представить свою творческую разработку.

Познание мира через звук, когда вокруг тебя музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

Благодатной почвой для развития музыкальных и творческих способностей детей является художественно-эстетическая деятельность. (Слайд 17)

Музыкотерапия (Слайд 18)

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Специальный подбор музыкальных игр и музыкального материала, а также методика его использования, – вот что отличает музыкальную терапию от музыкального образования, развлечения и отдыха.

Методы музыкальной терапии можно разделить на активную (экспрессивную) и пассивную (рецептивной). Музыкотерапия как активная - это когда дети активно проявляют себя в музыке, так и пассивная - когда детям предлагают музыку только слушать.

Необходимо уметь и настраивать детей слушать тишину.

Ведь тишина тоже относится к звукам…

(Слайд 19)

Игра «Дождь»

Музыкотерапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на музыке. Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение, музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры, музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Предлагаю вам выразить себя в творческом музицировании.

Каждый из вас возьмет шумовой инструмент, и мы соединим все инструменты в оркестр. (Слайд 20)

Шумовой оркестр Трек 9

Коммуникативные игры и танцы

Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, игры, использование которых решает задачи:

• развития коммуникативных навыков, развития позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе.

• работы над ощущением формы,

• развития двигательной координации,

• развития чувства ритма.

Поскольку многие коммуникативные танцы, игры построены в основном на жестах, движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они производят положительные радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе. Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям.

Коммуникативная игра «Кутерьма» (показ)

Снег, лед, кутерьма

Здравствуй зимушка-зима

Парами вставайте ладошками примерзайте, спинками, коленями и т. д.

Коммуникативный танец У меня, у тебя

Что манит птицу трек 11

Топ по паркету трек 10

Здравствуй, мой дружок трек 14

Найди меня трек 16

Таким образом, мы с вами создали образ, символизирующий единство музыки и здоровья (показ на «ЗДОРОВЬЕ») при помощи интеграции трех областей:

коммуникативно-личностное развитие (показ на СТВОЛ);

познавательно-речевое развитие (показ на ЛИСТЬЯ);

художественно-эстетическое развитие (показ на ПЛОДЫ). (Слайд 20)

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

• Повышение уровня речевого развития.

• Снижение уровня заболеваемости.

• Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

А теперь мы проведем пресс-конференцию. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашей встречи, передавая микрофон друг другу. (Слайд 21)

Участники передают игрушечный микрофон друг другу, делясь впечатлениями.

Музыкальный руководитель. Надеюсь, что после сегодняшней встречи в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы по развитию способностей детей с использованием здоровьесберегающих технологий. (Слайд 22)

Пусть вас всегда сопровождает добро и радость общения.

Дарите музыку друг другу.

Пусть каждый день и каждый час,

Она звучит в сердцах у нас!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителейФотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей Фотоотчёт о семинаре-практикуме для музыкальных руководителей в Калининграде 27-28 марта в Калининграде прошёл авторский семинар-практикум.

Открытое интерактивное занятие для музыкальных руководителей ДОУ с использованием ИКТ Уважаемые коллеги!Представляю вашему вниманию конспект не совсем обычного музыкального занятия в разновозрастной группе ДОУ. Здесь все-и.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе» На осенний праздник я стараюсь брать две разнохарактерные песни -одну плавную на легато, другую веселую на стаккато. В прошлом году дети.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

КВН для музыкальных руководителей «Визитная карточка команды педагогов-наставников» (Появляется Царица и Казак.) Царица: Как дела в дошкольном царстве, В музыкальном государстве? Казак: У музруков - свои вопросы: Изучают.

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». ПрезентацияМастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». Презентация Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью» Слайд № 1 Ни.

Отчёт музыкальных руководителей о проделанной работе за летний оздоровительный периодОтчёт музыкальных руководителей о проделанной работе за летний оздоровительный период Отчёт музыкальных руководителей о проделанной работе за летний оздоровительный период Проделанная работа: 1. Проведение занятий по возрастным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыка и здоровье»
Опубликовано: 2 марта 2020 в 14:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыка и здоровье»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Егорова (УИ 744535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД