Наталья Скрыпченко
Мастер-класс для музыкальных руководителей и педагогов ДОО «Синтез искусств как условие развития творческого потенциала»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Синтез искусств как условие развития творческого потенциала дошкольников»
Цель: повышение компетентности педагогов по внедрению интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности в целостный педагогический процесс для полноценного развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Оборудование и материал: цветная бумага, ножницы, клей – карандаш, влажные салфетки.
Дата проведения: 27 января 2020 года
Место проведения: МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г. Строитель Яковлевского городского округа»
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей и педагогов ДОО „Синтез искусств как условие развития творческого потенциала“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целевая аудитория: музыкальные руководители системы дошкольного образования Белгородской области
Ответственный: Скрыпченко Н. М., воспитатель, Галкина Л. Н., музыкальный руководитель
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу и общение с Вами хотелось бы начать словами знаменитого, выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского: «Искусство, есть такая же потребность, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком».
Искусство- это сложная система, включающая в себя многие виды: литературу, живопись, театр, музыку и т. д., которые существуют самостоятельно по отношению друг к другу, автономно. Но параллельно этому существует такая тенденция как синтез искусств.
В энциклопедическом словаре мы находим определение понятия «синтез искусств» - это сочетание различных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств объединяется единством идейно-художественного замысла, т. е. искусства взаимодополняют друг друга, они родственны между собой. Не всегда то, что подвластно музыке, может выразить скульптура, а то, что отображает литература, может выразить живопись.
Взаимодействие искусств (их синтез) обогащает наше представление об окружающей действительности, благодаря чему мы ощущаем полноту жизни и в красках, и в звуках, и в мелодиях.
Например, представление ребёнка о лесе, безусловно, будет более полным и образным, если, на ряду, с познавательной информацией оно будет расширяться средствами искусства. Это и стихи, и сказки, и лесные пейзажи художников, и музыкальные пьесы, и живые звуки природы. Такой комплекс образов леса позволяет формировать совершенно другое, эмоционально окрашенное отношение к нему. Лес уже представляется ребёнку как «Мир леса», т. е. обеспечивается объединение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности. Важно, чтобы образовательные области сочетались, одна с другой и между ними, был связующий элемент - образ, в данном случае - лес.
Таким образом, интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствует развитию коммуникативных качеств. Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского, утверждающего, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
И сегодня, уважаемые коллеги, предлагаем вам на практике, познакомиться с принципом интеграции в подаче материала, который помогает дошкольникам осознать, что каждому виду искусства свойственны свои средства художественной выразительности, и для участия в мастер-классе приглашаю 6 педагогов.
Коллеги, какие ассоциации вызывает у Вас слово «зима»? (ответы педагогов) Спасибо. Да, зима - время снеговиков и игры в снежки, катания на санках и лыжах, коньках с друзьями, время снов и мечтаний о весне, о теплом солнышке. Но сегодняшняя зима капризна и переменчива: выпавший снег смывается неожиданным дождём. Но будем надеяться, что зима нас ещё удивит своей красотой, морозами. А сейчас с вами вместе попробуем создать красоту и зимние настроение вокруг, а именно – сделать удивительные бумажные поделки зимнего декора своими руками.
Предлагаю вам изготовить из бумаги волшебных спутниц зимы, всегда разных и неповторимых - снежинки. Выполнять снежинку мы будем в технике оригами. Игровая технология оригами - это бумажный конструктор складывания фигурок людей, животных, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учёбой и игрой.
Этапы выполнения снежинки: /работа в парах/
Для выполнения снежинки нам необходимо 6 квадратов синего цвета размером 5х 5см, 2 белых кружка диаметром 2 см.
1. Сложите из каждого квадрата базовую форму «воздушный змей». Перегните квадрат по диагонали, а потом его разверните.
2. К намеченной линии сложите боковые стороны.
3. Полученную деталь переворачиваем.
4. Боковые стороны загнуть к центральной линии.
5. Лучик готов.
(В зал) Чтобы создать с детьми яркие и необычные подарки к празднику, нет необходимости думать о том, где можно раздобыть нужный материал для работы, потому что бумага у нас всегда под рукой. Я считаю, бумага (гофрированная, креп-бумага, бумажные салфетки) является отличным материалом для детского творчества. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику рук, воспитывает усидчивость и самостоятельность.
6. Приклейте сначала к белому кружку 2 луча – сверху и снизу; затем поочерёдно слева и справа – по 2 луча, располагая их на одинаковом расстоянии.
(В зал) Рождение снежинки происходит на большой высоте. Образуется она из капелек ледяного пара, которые превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки склеиваются, увеличиваясь в лучиках, и превращаются в снежинки. Когда снежинка становится достаточно тяжёлой, падает вниз, на землю. Среди множества снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы ни была снежинка, каждая из них шестигранная или шестилучевая. Форма снежинок зависит от погоды.
• В безветреный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть.
• При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани.
• Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты».
Какие красивые снежинки у вас получились! Такие снежинки можно повесить на новогоднюю ель, украсить интерьер, подарочную упаковку, подарить родственникам или друзьям – все будут рады такому неожиданному подарку, сделанному своими руками.
- А представьте, уважаемые участники, если бы ваши снежинки умели говорить, чтобы они рассказали о себе? Что они лёгкие, нежные, пушистые, узорчатые, волшебные, холодные; умеют летать, кружиться, падать, таять.
Ветер песенку поет, На лесной опушке,
Танцевать меня зовет, В хоровод к подружкам.
Ветер, ветер, дуй сильней, Чтоб плясалось веселей
Ледяной кружинке – Маленькой снежинке. Автор: Н. Иванова
Звучит музыка, участники выполняют музыкально-двигательную импровизацию
- Какой красивый вальс снежных хлопьев у нас получился!
(после танца) Простота и внутренняя живописность стихотворения и мелодии вызывают у нас с вами, слушателей, определенные мысли и чувства, рождают воспоминания, картину пейзажа, и эту картину, возникшую в воображении, можно с легкостью нарисовать. И если бы я сейчас каждому предложила краски и кисти, я уверена, что у вас на листе бумаги появился зимний пейзаж.
Познание ребёнком произведений искусства должно обязательно проходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов её воплощения. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды.
Главным атрибутом зимнего декора считается ёлка. Без этой пушистой красавицы новогодний праздник теряет всю свою прелесть. Выполнять ёлочку мы будем в технике оригами. Казалось бы, незатейливое складывание листов бумаги, а сколько пользы от этого занятия детям дошкольного возраста: учатся доводить начатое дело до конца. Ведь так интересно, что же получится! Развивается мелкая моторика, память, мышление, воображение, внимание, необходимое для получения красивой фигурки.
Ну, а то, что поделки, выполненные в данной технике, смотрятся всегда оригинально и своеобразно, вы сейчас ещё раз в этом убедитесь.
Этапы изготовления ёлочки:
Базовая форма – двойной треугольник.
1. Приготовить зеленый квадрат.
2. Согнуть квадрат пополам к себе, совмещая верхнюю и нижнюю стороны и углы. Аккуратно прогладить пальцем линию сгиба. Развернуть квадрат, совместить боковые стороны (согнуть еще раз пополам).
3. Развернуть квадрат, согнуть по одной и по другой диагонали, получится треугольник.
4. Развернуть квадрат углом к себе.
5. Загнуть внутрь боковые углы по линиям сгиба, чтобы получилась базовая форма двойной квадрат.
6. Отогнуть к середине поочередно правый и левый уголки верхнего квадрата, прогладить.
7. Развернуть складку правого уголка, приподнять вверх, совместить левую сторону сгиба боковины с левым уголком и прижать. Отогнуть вправо.
8. То же действие повторить с левым уголком.
9. Перевернуть квадрат и с другими уголками повторить те же действия.
(в зал) Процесс создания поделок из бумаги - прекрасная «гимнастика» для развития творческого мышления, фантазии, а также возможность для родителей позаниматься творчеством со своим ребёнком.
10. Получился четырехугольник.
11. По низу заготовки провести линию и отрезать (можно отрезать на уровне уголков, тогда елочка будет ниже)
12. По боковой линию сгиба сделать разметку с шагом 1,5 см.
13. Ножницами делаем надрезы к средней линии.
(в зал) Работа с ножницами, как правило, вызывает у дошкольников определённую трудность, так как приоритет отдаётся занятиям, которые наименее трудоёмки и безопасны. А ведь работа с ножницами способствует развитию речи ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для речевого развития и дальнейшего обучения в школе.
14. Каждый надрез сгибаем на уголок.
Ель стоит под небом синим, На котором звёзды спят.
Всю её раскрасил иней, От макушки и до пят.
Чистым жемчугом сверкая, В колкой, звонкой тишине,
Ель нарядная такая - Будто сказка при луне.
Облаков плечом касаясь, Ловит снег она густой.
Даже встал на лапки заяц, Перед этой красотой! М. Пляцковский
(в зал) Логоритмика - интеграция слова, движения, музыки, используемая в процессе деятельности, направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Ритм речи, а особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, чистоговорок способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.
15. Получилась вот такая объемная зеленая елочка.
Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, я предлагаю исполнить песню про ёлочку, которая всем нам знакома. Но её мы будем не только петь, а ещё и играть на ксилофоне по цифровой системе, которую я использую при обучении детей музицированию. Вы по очереди, во время исполнения песни будете подходить, и играть на ксилофоне цифры 5,4,3,2,1 с помощью молоточка, который вы будете передавать друг другу. А я буду играть на фортепиано.
«Елочка» - пение и музицирование на ксилофоне.
(в зал) Готовя, данный мастер-класс мы ставили перед собой цель показать вам, уважаемые коллеги, что в условиях интеграции различных видов детского художественного творчества синтез искусств выступает как «социально-педагогическое явление» (И. А. Лыкова), которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребёнка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержнем этого выступает - художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства с различными видами искусства, и творчески создают в разных видах художественной деятельности, используя адекватные материалы и способы.
Рефлексия
А закончить нашу встречу, я предлагаю Вам одним предложением, выберите фразу, которая Вам близка!
Сегодня я узнала….
Было интересно….
Я выполняла задания….
Я поняла, что….
Теперь я могу….
Я приобрела….
Я научилась….
У меня получилось….
Я попробую….
Меня удивило….
Мне захотелось….
Подводя итог всему вышесказанному, хочется сказать следующие слова А. Довженко: «Одобряйте и окрыляйте, воодушевляйте творческие начинания. Чтобы потрясать, надо самому быть потрясенным и сердце свое держать высоко».
Благодарим вас за сотрудничество! Творческих вам успехов!