Ирина Арютина
Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Сказка в руках ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса : Заинтересовать и побудить детей к изготовлению и управление кукол-марионеток, с последующим их использованием в воспитательной и театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить технологию работы с куклой из платка, умение преображать ее в театральный образ.
Развивающие:
1. Развивать творческий потенциал детей.
2. Развить образное мышление и фантазию детей.
Темочки:
3. Развивать у детей интерес к культуре своего народа, к традициям семьи, стремление доставить радость детям посредством изготовления игрушки своими руками.
Воспитывающие:
1. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
2. Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе.
3. Воспитывать бережное отношение к театральным куклам
Участники: дети 5 - 7 лет.
Материалы и инструменты: Мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик, платки для будущих героев сказки - кукол, глаза, ленточки 0.5 см. в цвет ткани, нити, элементы украшений маркеры,ширма.
Наглядный материал:
Образцы готовых работ, фотографии, схемы.
Организация рабочего места:
Столы застелены скатертью. На столах разложены материалы и инструменты.
Стулья по числу участников.
1. Организационный этап
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию мастер-класс «Сказка в руках ребенка».
2. Введение в тему
И так я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с новым видом театральных кукол.
Для создания театральной куклы, мне в помощь пришла народная кукла, сделанная из платка матери, которая помогала быстро порадовать ребенка.
Народная мудрость гласит «Не от еды дитя растет, а от радости».
В нашей жизни современных детей трудно удивить. Но игрушка, сделанная собственными руками ребенка, зачастую отвергает самые дорогие игрушки. Они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. Такая игрушка
Несет в себе много развивающих задач в развитии ребенка.
Основная часть (звучит волшебная музыка)
К ребятам в гости приходит волшебница кукольного театра.
Волшебница: здравствуйте, дорогие друзья!
Ребята я прихватила с собой чудесный, волшебный сундучок. Заглянем в него?
Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки».
Волшебница:
Ребята мы открыли сундучок, и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят, создать новых кукол в их театральный мир. Старые кукольные герои давно износились, и не могут выступать и радовать детей сказками.
Волшебница:
Расскажу я вам друзья
Есть идея у меня.
Нужно проявить терпенье,
Иметь отличное настроенье.
У мамочки взять платочек
В центр положить клубочек — это голова,
Руки, куклы – это два угла.
Нитки привязали и готов артист.
Выступим на сцене - зритель крикнет: "Бис!"
3. Изготовление
Для изготовления куклы для нашего театра потребуются следующие материалы:
Платки разных цветов,
пластиковые глаза,
ленточки 0.5 см., нити.
маркеры для завершения образа героя.
Рисунок 1. Для куклы нужен небольшой платок - квадрат. Желательно подбирать в цвет героя сказки (лиса - оранжевый, волк- серый, медведь- коричневый, бака или дед- белый с орнаментом по краю платка).
Рисунок 2. Берём клубочек ниток, кладем его по центру платка и формируем головку, обматывая этот клубочек ленточкой.
Рисунок 3. Затем нам понадобятся нити. Две одинаковой длины 40 см., одна 30 см.
Рисунок 4. Концы платка формируем в руки, для этого, накручиваем нить, затем связываем, чтобы она не распустилась.
Рисунок 5. Для подвижности головы, берем отставшую короткую нить, оттянув немного ткани головы в затылочной зоне, таким же способом, что и руки крепим нить.
Рисунок 6. Соединяем все три ниточки.
Рисунок 7. Осталось приклеить глаза, маркерами прорисовать основные черты героя, украсить костюм.
Волшебница:
Постарались все сейчас. Куклы из театра очень довольны новым друзьям по сцене.
А теперь сюрприз ребята!
В сказку приглашаю вас.
4. Разыгрывание сказки :
Отрывок спектакля
«Театр розового слона»,
автор: Олеся Емельянова
Действующие лица:
Розовый Слон
Собака
Мышь
Волшебник
ВСТУПЛЕНИЕ
Пока публика еще рассаживается, на сцене появляется Мышка с колокольчиком и начинает бегать по сцене и звонить, пытаясь привлечь внимание зрителей.
Мышка (зрителям тонким пронзительным голоском)
Первый звонок! Первый звонок!
Не телефонный! Не на урок!
Он очень важен! Он неспроста!
Он говорит: «Занимайте места!»
Мышка, звеня колокольчиком, убегает со сцены. Через некоторое время с громким лаем на сцену выбегает Собака с колокольчиком.
Собака (зрителям)
Гав! А вот это звонок второй!
Смирно сиди и ротик закрой!
Чтобы спектакль мы вам показали,
Тихо должно быть в зрительном зале!
Свет в зрительном зале гаснет. Раздается удар гонга. На сцене появляется Волшебник с волшебной палочкой в руке.
Волшебник (зрителям страшным голосом)
А это, ребята, третий звонок!
Я – злой волшебник ибн Огогох!
Всех, кто не сел до сих пор на место,
Палочкой я волшебною тресну!
А она в колдовстве сильна –
Может мышь превратить в слона.
Перед Волшебником появляется Мышь. Волшебник заносит над ней волшебную палочку.
Мышь (наигранно дрожащим голосом)
Ой-ей-ей! Я боюсь! Спасите!
Волшебник (страшным голосом произносит заклинание)
Мышкус в слонус преобразитус!
Волшебник касается Мышки волшебной палочкой. Раздается удар гонга. Мышь исчезает на ее месте появляется Розовый Слон.
Волшебник (грозно зрителям)
Трепещите! Не то и вас
Превращу я в слонов сейчас!
Рядом со Слоном появляется Мышь.
Мышка (зрителям)
Это шутка была, друзья!
Этот Розовый Слон – не я!
На сцене появляется Собака.
Собака
И волшебник не злой нисколько!
Волшебник
Роль свою я исполнил только.
Мы – артисты, а это значит…
Все (хором)
К вам приехал театр бродячий! (поют)
Говорят, что не бывает
В нашем мире волшебства,
А у нас слоны летают
На снегу растет трава!
Шоколадная планета,
Ярко-синий листопад!
Если видите вы это,
Значит, вы пришли в театр!
И пускай всё понарошку
И продлится только час,
Мы за это время сможем
Чудеса создать для вас!
Знают взрослые и дети,
Знают в мире все подряд,
Все волшебное на свете
Называется театр
Мы истории расскажем
Разыграем по ролям,
Потому что очень важ
Нам понравиться всем вам!
Раздается удар гонга. Розовый Слон, Волшебник, Собака и Мышь кланяются зрителям и исчезают.
5. Заключительный этап:
Пусть хлопнет в ладоши тот
- кому понравилось быть в роли актера?
- кому понравилось быть мастером кукол?
Педагог: Самая лучшая награда для артиста, Аплодисменты зрителей.
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня.
(закрывается сундучок, музыка заканчивается).
Методические рекомендации:
При проведении мастер - класса используются следующие формы и методы работы:
Объяснительно – иллюстративный.
Практический.
Ткань лучше подбирать яркую.
Важно создать атмосферу творчества, вызвать у ребёнка желание познавать новое.
Список литературы.
Берстенёва Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. «Белый город», Москва 2009.
Горичева В. С. Куклы. Ярославль. «Академия развития». 1999.