Ольга Морозова
Мастер-класс «Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста». Старая сказка на новый лад
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей.
Сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Публикация «Мастер-класс „Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста“, Старая сказка на новый лад» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир (зрение, слух, вкус, осязание (тактильное чувство, обоняние (ощущение запаха).
Главными задачами сенсорного развития являются :
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир.
2. Научить ребёнка обследовать.
3. Формировать сенсорные эталоны.
Выделяют эталоны: цвета, формы, величины, вкуса, обоняния, звукочастотной чувствительности, времени, пространственных представлений, осязания.
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
Для решения задач сенсорного развития используют разнообразные методы:
• Обследование предметов;
• Метод сенсорного развития мотивации обследования;
• Метод вербального обозначения всех качеств предмета;
• Метод сравнения;
• Метод многократного повторения.
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий с предметами. Ребёнку важно и нужно всё потрогать самому, ведь только тактильный контакт поможет ему понять, что снег холодный, вода мокрая, трава после дождя сырая. Пальчики ребёнка - важный орган, который отвечает за развитие мыслительной деятельности. Пока ребёнок сам не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы, явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
В своей работе с детьми по развитию сенсорики, именно развитию тактильных чувств я уделяю большое значение. Органами осязания выступают пальцы на руках, и самые главные силы я бросаю на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяю самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются: лепка, аппликация, формирование из бумажек и конструктора, рисование, сортирование небольших предметов, формирование фигурок из объектов разного рода. Также большую роль я уделяла и играм, развивающим тактильные ощущения. Например:
Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины. В игре закрепляются не только ручная умелость, но и цвет, форма, величина предметов.
Игра «Мозаика из пробок». Подобрать разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребёнка сделать то же самое самому. Пусть ребёнок придумывает свои варианты рисунков.
Игра «Сухой аквариум». Наполнителем может служить различный материал: цветные крышки, различные крупы, макаронные изделия разной формы, пуговицы, фасоль или бобы. Эта игра используется для воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней, помогает закрепить форму и величину предметов, воспитывает усидчивость и терпеливость, снимает эмоциональное напряжение.
Игра с тактильным ковриком. Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Пусть ребёнок походит ножками.
Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребёнок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку и пусть он её найдёт. На крупе можно и порисовать пальчиком.
Игра «Чудесный мешочек». Покажите ребёнку предметы и сложите их в мешочек. Пусть ребёнок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдёт, пусть расскажет о его свойствах.
Познакомив детей с некоторыми свойствами предметов, я изготовила сенсорные мячики из воздушных шаров и разных круп. Они очень полезны для детских игр и спортивных соревнований. И потом, эти мячи просто приятно держать в руках, они легко массируют руки и пальчики и могут служить средством для снятия стресса. Крупу можно взять разную: рисовая крупа очень приято скрипит в мяче (как будто лепим снежок) и такой мяч легко поддаётся метаморфозам и держит форму; мячик с фасолью приятный на ощупь – весь бугристый и хрустит при нажатии; мячики с пшённой или гречневой крупой на ощупь шуршат. А если дать ребёнку три разных мячика по очерёдности – то он будет задумываться, что за наполнитель внутри?
Способ изготовления:
1. Надуваем шары и держим минуты 2-3 в надутом состоянии.
2. В шарик вставляем воронку и насыпаем крупу, утрамбовываем до нужного размера.
3. Вытаскиваем воронку и отрезаем лишний кусок шарика.
4. Аккуратно натягиваем на мячик другой обрезанный шарик, чтобы дырка с крупой закрылась.
5. Вот и получился интересный массажный мячик!
Когда ребята моей группы наигрались с массажными мячиками, я предложила им обыграть мячик и придумала для них сказку «Колобок» на новый лад. В вечернее время совместно с детьми мы изготовили полянку, украсили её цветами, нарисовали мячику – колобку личико, наклеили на плотную основу силуэты героев сказки : зайца, волка, медведя, лису. Я напечатала образцы тропинок, предложила детям самостоятельно выбрать материалы (цветные скрепки или небольшие пуговицы) для выкладывания тропинок и мы отправились в сказочное путешествие. Каждый герой предлагал Колобку выполнить определённое задание на развитие сенсорных понятий.
1. Заяц попросил выложить из набора игры «Танграмм» своих друзей зайчат.
2. Волк придумал задание на развитие обоняния «Угадай по запаху». В контейнеры помещаются мята, сухой чеснок, корица, сухой укроп. Дети нюхали и давали ответы.
3. Медведь предложил игру «Чудесный мешочек». Дети доставали предметы и описывали их.
4. Модница- лиса, демонстрируя свои наряды, предложила задание на развитие тактильных чувств «Найди перчатке пару». Перчатки вырезаны их бумаги разной фактуры (гладкой, шероховатой, бархатной, фольги) и соответствуют семи цветам радуги. Дети находили перчатки по двум признакам. Со всеми заданиями ребята справились, играли с удовольствием и закрепляли сенсорные эталоны (цвет, форму, величину предметов, обоняние и осязание). Такие занимательные игры развивают речь детей, обогащают опыт ознакомления с окружающим, учат работать сообща и индивидуально, воспитывают терпеливость, усидчивость, а главное - создают хорошее настроение, доставляют радость детям.