Нина Шаповалова
Мастер-класс «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель мастер-класса : познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии - «Синквейн», его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
- расширить знания и умения педагогов по использованию методики синквейн для развития связной речи детей с ТНР;
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- способствовать развитию интереса к данной педагогической технологии и введению её в практическую деятельность педагогов групп компенсирующей направленности;
- создать позитивный настрой на работу, доверительной и деловой атмосферы.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. Знакомство.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этой аудитории. Меня зовут Шаповалова Нина Анатольевна, я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР детского сада № 13. Сегодня я проведу мастер-класс на тему : «Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей с ОВЗ». Пожалуйста, займите свои места.
2. Введение в тематическую часть вопроса
Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить.
Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас. Дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ.
В работе по речевому развитию я использую технологии, приёмы и методы которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.
«Синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн - это план, план-схема, модель в которую заложена определенная информация в виде слов, графических изображений.
Ведущий: Предложенная мной презентация наглядно и подробно познакомит вас с использованием технологии синквейн :
1 слайд Цель обучения составлению синквейна :
• Уточнение, расширение, активизация словаря.
• Знакомство с понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак».
• Дети учатся согласованию слов.
• Дети знакомятся с понятием «предложение».
• Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используют схемы предложений.
• Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по теме.
• Развитие ассоциативного мышления и образной памяти.
2 слайд Правила составления синквейна :
Первая строка – одно слово – предмет;
Вторая строка – два слова – признаки;
Третья строка – три слова – действия;
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов;
Пятая строка – слова – ассоциации.
3 слайд Примеры синквейна :
1. Кукла
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
3. Практическая часть
4 слайд. Поскольку дети не умеют читать, писать, синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Вот так выглядят символы слов.
Сердце - слово, обозначающее предмет живой.
Серый треугольник - слово, обозначающее предмет неживой.
Желтый треугольник – слово – определение, обозначающие признак предмета.
Зеленый треугольник – слово, обозначающее действие предмета.
Оранжевый круг - слово-ассоциация.
5 слайд. Пример схем синквейна
Слева живой предмет, справа неживой предмет.
6 слайд. Синквейн- загадка.
Например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить, т. е по признакам и действиям предмета, определить что или кто это:
1. ?
2. Серый, колючий
3. Фыркает, спит, сворачивается.
4. Мне нравится этот зверек
5. Дикое животное.
7 слайд. Используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
8 слайд. Актуальность технологии «Дидактический синквейн»
- открывает новые возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление).
- не нарушается общепринятая система воздействия на речевую патологию и обеспечивает ее логическую завершенность;
- данная технология благоприятно влияет на развитие высших психических функций;
- синквейн можно использовать при диагностическом исследовании дошкольников;
- синквейн является игровым приемом.
9 слайд. Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ.
Применяя в своей работе технологию «Дидактический синквейн», у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи : более быстрый и устойчивый результат в формировании и развитии умения легко и интересно составлять по алгоритму короткие описательные рассказы.
Накопление, совершенствование и актуализация словаря детей по пройденным лексическим темам.
Развитие творческих способностей детей, ассоциативного мышления, образной памяти и тонкой моторики рук.
10 слайд. Самостоятельная работа педагогов.
Предлагаю темы для составления синквейнов :
Рёбенок
Книга
Ёлка
Утренник
Зима
Море
Медведь
Самолёт
Акула
Снег
Детский сад
Воспитатель
11 слайд. Вывод. Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трё х основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей и может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.
4. Рефлексия. Подведение итогов
В заключение работы мне бы хотелось взять у Вас интервью.
1) Довольны ли Вы нашей сегодняшней работой?
2) Получили ли Вы достаточную и полезную информацию о том, как можно использовать синквейн в работе с детьми с ОВЗ?
3) Что Вам сегодня понравилось? Не понравилось?
И закончить нашу встречу я решила таким вопросом:
Зачем писать синквейны обычным взрослым?
Это отличный способ разобраться в своих эмоциях, мыслях, проблемах. Прямо по полочкам всё расставляется. Никакого психолога не надо! Здесь каждый сам себе психолог. Я решила назвать такие стихи «психологические синквейны». Не знаю, есть ли такой термин. Если нет, то чур я автор!