Опритова Алина
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить уровень профессионализма воспитателей
Задачи:
• Показать важность роботы по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс класс для педагогов „Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
• Повышение компетентности у педагогов по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста;
• Поделиться с педагогами своими разработками по теме мастер класса;
• Показать участникам мастер-класса возможные варианты игр.
Оснащение: презентация, демонстрационный материал, сбросовый материал, раздаточный материал
План:
1. Актуальность
2. Теоретическая часть
3. Знакомство с играми
4. Практическая часть
5. Заключение
6. Список литературы
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Теоретическая часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать вас на своём мастер – классе.
Сегодня мы с вами откроем секреты изготовления дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста своими руками.
Но для начала давайте с вами вспомним, что же такое сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения.
Ощущения могут быть самыми разнообразными:
– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
- вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда.
-Уважаемые педагоги, а что любят больше всего на свете делать дети?
Конечно, играть! Дети играют везде. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт мир.
Самое страшное — это когда ребёнок не умеет играть. Такой ребёнок похож на маленького скучного старичка, из которого со временем вырастает взрослый старец, лишённый, однако, основного преимущества старости — мудрости, ведь ей неоткуда взяться, когда в человеке не развиты фантазия и благородство, а значит, нет ни смелых идей, ни глубоких мыслей, ни чувств. Астрид Линдгрен
Сенсорные игрушки у современного человека вызывают ассоциации с новейшими гаджетами они уже давно стали любимыми игрушками для взрослых. Детские игрушки намного проще, удобнее и полезнее.
Сейчас такой ассортимент сенсорных игрушек для детей, что иметь их все в детском саду практически невозможно из-за цены, но сделать основные виды под силу каждому воспитателю.
Мне очень хотелось разнообразить и увеличить количество игр. Сегодня я расскажу вам, как можно быстро и просто, изготовить увлекательные пособия своими руками
Я являюсь молодым специалистом потому за идеями я обратилась во всеми любимый нам интернет и нашла много интересных игр по сенсорному воспитанию, которые можно изготовить своими руками при этом затратив минимум средств.
Знакомство с играми
Ну а сейчас познакомиться с дидактическими играми
1. «Тактильные мешочки из воздушных шариков»
Материалы: которые нам понадобятся:
1. картон
2. картинки
3. ножницы
5. шарики
6. крупа
7. воронка
8. контейнер
Для начало нужно определиться с наполнителем, я взяла: горох, фасоль, мука, рис, бисер, гречка, пуговицы, орехи, помпоны, макароны мел., крупные, скрепки.
Для того чтобы начать насыпать крупу в шарики, необходимо их надуть и подержать несколько минут в надутом состоянии. С помощью воронки насыпаем по очереди в шарики всё необходимое, утрамбовываем и завязываем шарики.
Затем приготовить картинки с наполнителями, приклеить на картон.
Она даёт возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько мешочков, столько разных ощущений у пальчиков.
Игровое задание: Найти по ощущениям шарик и картинку.
2. Дидактическая игра «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Материалы: наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Игровое задание: Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
3. Дидактическая игра «Волшебные колпачки»
Цель: Развитие сенсорного восприятия; Развитие слухового внимания; Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Материал: панно с изображением клоуна В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. дети прикручивают крышки.
• укрепляют и развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
• формируют умения сочетать по цвету;
• развивают концентрацию внимания; развивают усидчивость,
Игровое задание: Предложить ребенку по шаблону движениями пальцев рук закрутить волшебные цветные колпачки клоуну.
4. Дидактическая игра «Веселые крышечки»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Материалы: крышки разных цветов.
Игровое задание: Предложить детям используя шаблоны закрутить крышки
5. Дидактическая игра «Стрелочки»
Цель: Развивает внимание, мелкую моторику, логику и мышления.
Материалы: коробка, крышки, цветные стрелочки, шаблоны
Игровое задание: Предложить детям задать направление стрелок по образцу
6. Дидактическая игра «Определи размер»
Цель: внимание, мелкая моторика, рассуждение
Материалы: цветные крышки, шаблоны, изображения
Игровое задание: Попросить детей пальцами рук передвигать нужный цвет пробки в соответствии размера указанным на шаблоне.
7. Дидактическая игра «Пространственная ориентация»
Цель: концентрация, визуальное восприятие, логическое рассуждение координация.
Материалы: цветные крышки, шаблон с заданным направлением.
Игровое задание: Разместить колпачки по цветам и расположению стрелок.
8. Дидактическая игра «Теневое лото»
Цель: "теневое лото" развивает у детей внимательность, наблюдательность, логическое мышление, учит находить предметы по тени и сопоставлять их.
Материалы: шаблоны с тенью, цветные карточки.
Игровое задание: Воспитатель раздает участникам игры большие карты, а маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Ребята должны определить принадлежность предмета, аргументировать свой ответ. Ребенок, ответивший правильно, получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра должна продолжаться до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.
9. Дидактическая игра «Сенсорные яйца».
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Материал: Коробка или любой контейнер, пластмассовое яйцо от киндера сюрприз любая крупа, ложка.
Игровое задание: Попросить ребенка насыпать по парно крупу в киндр сюрприз, у нас получится 5 пар одинакового наполнения после смешать их в контейнере и по звуку определить пару
10. Дидактическая игра «Попмоны»
Цель: развитие цветового восприятия, развитие мелкой моторики, закрепление в речи название цветов.
Материал: стаканчики, шаблоны
Игровое задание: ребенку предлагается собрать помпоны в стаканчик по образцу
2 вариант Счет. Это очень просто!
Материал: коробка, верхушки бутылок, краски для определения цвета, игральный кубик с цветными сторонами и счетом, помпошки.
Игровое задание: Детям младшего возраста предложить подбросить кубик на определения цвета и заполнить бутылку нужными помпонами,
Детям по старше уже предложить взять два кубика и узнать цвет и количество помпонов которыми нужно заполнить бутылку.
11. Дидактическая игра «Шнуровки из коктейльных трубочек»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера, самостоятельности, усидчивости. Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание, стремление доводить начатое дело до конца.
Материалы: трубочки картон изображение, клей или двусторонний скотч
Игровое задание: Придумываем любой сюжет с дорожкой, можно обыграть любую тему: плетем паутину, клетку для льва, дорогу до заправки или тропинку от зайчика к морковке, что угодно! Главное, что бюджетно и очень полезно для координации движения руки, концентрации внимания и моторики!
12. Дидактическая игра «с бельевыми прищепками».
Цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета. Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Так же можно заменить прищепки на скрепки.
13. Дидактическая игра «Игры со скрепками»
Цель: развитие воображение, сенсорное восприятие.
Материалы: скрепки, карточки с заданием, примеры, цифры
Игровое задание: Предложите ребё нку:
- нанизывать скрепки одну на другую, чередуя по цвету или величине;
- разгибать скрепки;
- составлять разные рисунки;
- собирать из них цепочку;
-ребенок научится считать
-узнавать название основных цветов
-развивает воображение
- мелкую моторику
-внимание
14. Дидактическая игра «Двойная остановка».
Цель: Концентрация, логическое рассуждение, моторная координация рук и глаз, изучение геометрических фигур.
Материалы: фоамиран, палочки эскимо, клей, шаблон
Игровое задание: Выкладываем разноцветные формы и просим выстроить их на шаблоне.
15. Дидактическая игра «Бумажные стаканчики»
Цель: визуальное восприятие, внимание, баланс, фокус.
Материалы: бумажные стаканчики, цветные палочки эскимо, вилка, шаблоны
Игровое задание: В зависимости от положения и направления и цвета заданного на шаблоне выложить цветные палочки эскимо с помощью вилки.
16. Дидактическая игра «Деревяшки»
Цель: развитие координации движений, логическое мышление, концентрация
Материалы: палочки эскимо, фетр цветной, поле с разноцветными кружками.
Игровое задание: Дать задание найти и положить палочку на тот участок поля к которому она подходит.
17. Дидактическая игра «Веселая полянка»
Цель: развитие мелкой моторики и сенсорных навыков у детей
Материалы: салфетку для стола, разноцветные резинки и заколки
Игровое задание: Попросить ребенка подобрать заколку к нужному цвету резинки и зацепить ее.
18. Дидактическая игра «Резиночки»
Цель: развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, тренирует скорость реакций и внимательность, память и зрительное восприятие, стимулирует развитие речи. Во время игры ребята изучаю цвета и счёт, закрепляют названия пальцев, учатся читать и следовать инструкции. Также задания с резиночками способствуют становлению пространственного мышления (левая и правая рука, порядок пальцев).
Материалы: набор из цветных резиночек для волос и карточки с заданиями.
Игровое задание: Согласно заданию, на карточке надеть на пальцы рук цветные резиночки. Важно идти от простого к сложному. Сначала даётся задание на правую руку, потом на левую. Если ребёнок уверенно и без ошибок собирает на пальцах резинки, можно усложнить игру, предложив одновременно собирать узор на обеих руках.
19. Дидактическая игра «Сенсорная сумка»
Цель: как одно из средств развития познавательного, речевого развития и мелкой моторики рук»
Материалы: зип пакет, гель различный, изображения или маркер, скотч, наполнитель (помпошки, бусины, пуговицы, крупы и т. д).
Игровое задание:
• Можно прикрепить пакет к окну — блестки и моющее средство будут интересно переливаться.
• Можно в пакет добавить мелкие игрушки, спросить у ребенка, что находится в пакете. Предложите пересчитать предметы внутри пакетика.
• Распечатать лабиринт и подложите под пакетик. Закрепите конструкцию скотчем. И предложить ребенку пальцем пройти лабиринт.
• Можно подложить под пакет распечатанные большие буквы, цифры, геометрические фигуры и предложить ребенку обводить их.
• Можно предложить ребенку нарисовать свой рисунок (рисовать можно как пальцами, так и ватными палочками).
• Оставить отпечаток на пакете. Дети пальчиками передвигают детали в прозрачной "сумке", заполненной гелем
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Ну, а сейчас уважаемые коллеги, я предлагаю перейти нам к практической части и сделать своими руками дидактическую игру «Сенсорный пакет». Для этого мы
берём зип пакет и наливаем в него (полпакета) гель для душа, добавляем наполнитель по выбору (блестки, бусины, пуговицы и т. д.). Выгоняем из него воздух и герметично закрываем. Наш сенсорный пакет для игры готов. Подкладываем готовый шаблон и играем.
Также можно использовать такую поделку в качестве своеобразной игрушки-антистресса. Приятное на ощупь вещество и простые узоры помогают снять напряжение.
Заключение
Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути:
через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям
Наш мастер – класс подошел к концу. Я надеюсь, что предложенные игры помогут Вам в Вашей работе. Хочу пожелать Вам творческих успехов.