Елена Рудякова
Конспект занятия «Дерево жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Народная сказка как эффективный метод ознакомления дошкольников с историей и культурой малой Родины»
Цель: вариативное использование народной сказки, как эффективного метода ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием Кузбасса.
Задачи:
• познакомить педагогов с разными способами использования народных сказок Кузбасса
• расширить знания педагогов о традициях, народных символах национальных групп народов родного края.
• создать эмоционально положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по подгруппам.
Материал:
Темочки:
Презентация к проекту «Дерево жизни», с использованием анимации;
Шарики с изображением символов;
Народные мудрости народных групп населяющих наш край;
Алгоритм рисования на пене для бритья;
Последовательность рисования на песке в фотографиях;
Музыкальные инструменты;
Тексты сказок: шорская «От чего у глухаря глаза покраснели», русская «Теремок», украинская «Коза дереза», немецкая «Про бабочек».
Народная музыка
Карточки дерево с плодами.
Ход
На экране появляется росток дерева, он растет, вырастает в дерево (анимация)
I. Над деревом название-дерево жизни
Педагог в зал бросает шарики на них изображены символы (русского, украинского, шорского, немецкого) народов населяющих наш край. К веревочке привязаны-народная мудрость. Предлагает объединиться в группы соединяя половинки высказываний (выходят в зал)
Вопрос: к какой национальной группе народов Кузбасса относится эта народная мудрость (работа с залом)
Чье ружье, того и пушнина (шорская)
Избегай дуба, в непогоду (немецкая) (речь идет о способности дуба притягивать молнию)
Без вербы и калины – нет Украины
Яблоко от яблони, не далеко падает.
По ходу чтения народной мудрости на экране появляются народы по одному.
Символы:
Матрешка-русская кукла, является одним из самых загадочных символов России. Это непросто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Береза - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В народной традиции береза может выступать как счастливое дерево, оберегающие от зла.
Орел - древний геральдический символ власти и обороноспособности. Царь-птица-орел-истребитель змей и драконов, отожествлялась с победой света над тьмой.
Ружье - основным занятием была охота в зимнее время на лыжах, нардах. С 12 лет мальчики уже ходили на охоту. Охота и до сегодняшних дней остается основным занятием шорцев.
Кедр – символ плодородия в теплое время года шорцы занимались собирательством лесных даров.
Калина - всегда любили в Украине красавицу калину. Является символом девичьей красоты и нежности. Девушки вплетали в свои венки, вышивали на сорочках. Калину воспевают в песнях, про неё сложено множество легенд, в одной из них рассказывается как девушка-Калина завела в болото врагов бусурманов. Враги погибли, но вместе с ними и храбрая красавица. На месте гибели вырос куст его и назвали калиной.
Верба - издавна более почитаемым в народе Украины является верба. Говорят, где вода, там и верба.
II. Педагог: Дерево жизни как народная мудрость уходит корнями в древность, и прорастает до наших дней. Народные символы отожествляют тот или иной народ, отражаются в народных сказках. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные ценности: добро, дружбу, любовь, взаимопомощь, трудолюбие и тд.
Вопрос: Как можно использовать сказку?
Давайте рассмотрим народные сказки по новому. Я предлагаю первой подгруппе нарисовать финал шорской сказки на пене для бритья. (Подсказка на мольберте)
Приглашаю вторую подгруппу изобразить на песке эпизод немецкой сказки выделенной в тексте жирным шрифтом (пользуясь алгаритмом)
Следующей группе даю украинскую сказку начало которой вы должны будите пропеть как сделали бы это для своих детей.
А последняя группа проиграет нам русскую сказку на музыкальных инструментах.
Итог: Видите, как разнообразно можно использовать народную сказку в работе с детьми.
III. Появляется дерево с плодами.
Педагог: На нашем дереве жизни появились плоды. В конце мне хотелось узнать ваше отношение к сегодняшнему мероприятию. Я передаю вам дерево жизни (раздаю деревья)
- если опыт вам понравился и вы будете использовать его в своей работе, то раскрасьте все плоды на дереве.
- если вы частично воспользуетесь продемонстрированными приемами, то закрасьте половину плода
- если это вам не пригодится, то оставьте плоды не закрашенными.