Людмила Лукишко
Конспект мастер-класса «Что нам стоит дом построить?» с использованием ТРИЗ-технологии «Системный оператор»
▼ Скачать
Цель: повышение компетентности педагогов в применение метода ТРИЗ «системный оператор» в совместной деятельности педагога с детьми.
Задачи:
• познакомить педагогов с технологией ТРИЗ- системный оператор; с шаблоном системного оператора;
• Побудить к использованию метода – системный оператор и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми;
• Создать условия для плодотворного общения участников мастер класса.
Публикация «Конспект мастер-класса „Что нам стоит дом построить?“ с использованием ТРИЗ-технологии „Системный оператор“» размещена в разделах
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Оборудование: пособие «девятиэкранка», мольберт с маркером, карточки для рассматривания объекта, карточки для игр «Четвертый лишний», «Поезд времени».
Ход:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по развитию познавательной активности старших дошкольников «Что нам стоит дом построить?» с использованием технологии ТРИЗ. Принцип Технологии решения изобретательских задач: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Но я хотела бы остановиться на методе «Системный оператор», с помощью которого можно рассматривать любые предметы, а также объекты живой и неживой природы. Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования.
Для работы с «Системным оператором» нам не потребуется сложного и дорогостоящего оборудования. При работе можно использовать заранее подготовленные картинки, изображать схематично или просто использовать любой листок бумаги и рисовать на нем.
Прежде чем начать рассматривать какой-то объект, с детьми ведется предварительная работа. Дети совместно с родителями изучают материал по теме с помощью образовательного маршрута в сети интернет. Помимо маршрута воспитанники рассматривают иллюстрации, просматривают видеосюжеты, конструируют, рисуют и конечно же играют в различные игры: «Найди друзей», «Из чего это состоит?», «Кто больше?» и др.
Уважаемые коллеги, рассмотрим систему «дом». Для более успешного восприятия логики системного мышления можно использовать замечательное стихотворение Марата Гафитулина «Что-то» :
Если мы рассмотрим ЧТО-ТО – рассматриваем мы с вами ДОМ, вставляем картинку дома, рисуем схему.
Это что-то для ЧЕГО-ТО (Для чего необходим человеку дом? Как вы считаете? Вы правы, дом это - защита человека от неблагоприятных внешних факторов)
Это что-то из ЧЕГО-ТО (Из каких частей состоит дом? Крыша, окно, лестница, дверь (подсистема объекта - вставляем картинку частей дома, рисуем схему).
Прежде чем перейти к следующему экрану, предлагаю поиграть в одну из игр, которую я использую для изучения объекта. Игра называется «Четвертый лишний». Цель игры - классификация предметов по одному признаку, нахождение четвертого лишнего. На карточках изображены предметы, материалы, профессии которые помогают возводить дом. Лишний предмет обозначают фишкой (проигрывание игры).
Уважаемые коллеги, вернемся к системе «дом».
Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО…Частью чего является дом? (надсистема объекта - вставляем картинку, рисуем схему)
Перейдем к прошлому объекта.
ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то…Чем был наш дом в прошлом, как люди еще защищались от неблагоприятных внешних факторов? (Выбирается картинка) Из чего состоял дом в прошлом, частью чего был дом в прошлом?
(вставляем картинки)
Прежде чем мы перейдём к будущему, предлагаю игру «Поезд времени», которая поможет закрепить информацию об объекте. Необходимо разделиться на две команды и из предложенных частей «возвести дом.
А теперь будущее.
ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то (будущее объекта - вставляем вопросительные знаки)
Каким будет этот дом в будущем? Можно улучшить уже имеющееся, или же придумать несуществующее. Нам придется пофантазировать!
Уважаемые коллеги! Удалось ли заинтересовать вас методом системный оператор? Все ли было доступно? Какие трудности у вас возникли во время мастер класса?
Спасибо за внимание!