Ольга Сафарова
Мастер-класс Арт-терапевтические технологии с детьми дошкольного возраста посредством «Мандалатерапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствует тому, чтобы ребенок проявлял положительное отношение к миру, обладал чувством собственного достоинства, развитым воображением, активно взаимодействовал со сверстниками и взрослыми.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, креативности способствующих достижению положительных изменений в жизни общества, созданию успешной индивидуальной личности.
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2019
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия.
Мандалотерапия– одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
Мандала в переводе означает "круг" или "колесо". Мандала всегда симметрична, внутри нее преобладают геометрические фигуры. Мандала - это символ целостности и гармонии.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства
для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, музыки, сказок.
Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью Арт-терапевтические технологии с детьми дошкольного возраста посредством «Мандалатерапии».
Задачи:
Обучающие:
• Изучение изобразительной формы «Мандала»
• Развитие умения расслабляться,
Развивающие:
• Улучшение эмоционального состояния
• Развитие мелкой моторики
• Развитие творческого мышления
Воспитательные:
Формирование рефлексивных навыков
Воспитание уважения к своему и чужому труду
Образовательная технология :
Основана на деятельностном подходе, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
«Познавательное развитие»
Образовательные задачи:
• Развивать самостоятельность, инициативу, индивидуальность, творчество.
• Формировать мотивационно-потребностную деятельность.
• Обеспечить возможность для самореализации, экспериментирования.
• Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
• Знакомство с цветом, формой и величиной.
«Художественно-эстетическое развитие» :
Развивающие задачи:
• Развитие творческого воображения,
• Развитие художественно- творческой активности.
• Овладение изобразительными навыками.
• Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
• Тренировка чувства ритма,
• Развитие выразительности движений в соответствии с характером музыки.
«Речевое развитие» :
• Обогащение активного словаря,
• Развитие речевого творчества,
• Развитие грамматически правильной речи.
«Физическое развитие»
• Развитие мелкой моторики,
• Развитие усидчивости и аккуратности,
• Снятие внутреннего напряжения, тревожности, релаксация.
«Социально-коммуникативное развитие»
• Развитие эмоциональной отзывчивости, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
• Развитие произвольности поведения,
• Развитие готовности к взаимодействию,
• Обогащение эмоционально - образной сферы детей.
• Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 583
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Арт-терапевтические технологии в работе с детьми дошкольного возраста посредствам «Мандалатерапии»
Мандала – загадочный и древний символ, многие тысячелетия она привлекает внимание людей. На санскрите слово «мандала» означает «священный круг» или «центр». Рисунок ее симметричен и обычно представляет собой круг с четко выраженным центром.
Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.
Метод мандала использую как на индивидуальном, так и на групповом занятии.
Мандалатерапия - Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
С какого возраста можно заниматься?
1-2 года – рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками ( три основных цвета: красный, желтый, синий).
3-5 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Набор карандашей (не менее 12 цветов, гуашь, цветная пастель, уголь, работа с цветным песком, природный материал, цветная соль и др.
6-7 лет – раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных.
Позднее дети и подростки с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
На что следует обратить внимание на рисунке:
- центр – непосредственно то, что является «ядром» личности – «я» автора. Незаполненный пустой центр говорит о готовности к переменам. Часто вся мандала является центром : ребенок использует в своей работе сам круг – делает из него мордочку животного или солнышко. Или внушительная фигура в центре занимает большую часть пространства круга. И то, и другое говорит об устойчивой жизненной позиции и самостоятельности, зрелости личности на данном возрастном этапе.
Работа в 2 этапа.
Перед началом работы релаксация и настрой на работу.
Во время раскрашивания или создания своих мандал включить детям спокойную музыку.
I Этап. Настрой и подготовка.
Раскрашивание готовых
мандал – раскрасок.
Детям предлагаю самостоятельно выбрать:
1. раскраску-мандалу из предложенных.
2. материалы для раскрашивания:
цветные карандаши;
фломастеры;
краски;
восковые мелки.
3. цветовую гамму.
При этом в работу детей не вмешиваемся, не оцениваем.
В конце работы по желанию ребенка можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену, в рамку.
Дети дают описание своей работе, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, которые возникли при выполнении работы.
II этап. Создание.
Дети создают собственные мандалы из песка и камней, пуговиц, природного материала (фасоль, горох, бобы, шишки, макароны и т. д.) мозаики, палочек и ниток, геометрических фигур и др.
На одном занятии ребенку предлагаю только одну мандалу, время работы 20-60 минут.
Если ребенок устал, дать ему возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз. Одну и ту же мандалу можно раскрашивать много раз.
II этап. Описание и заключение.
Характеристика цвета в мандале.
Синий - цвет спокойствия и удовлетворения жизнью, романтизм.
Бирюзовый - цвет настойчивости и упрямства.
Желтый - цвет счастья, надежды, веры.
Фиолетовый - цвет сказки, мистики, волшебства. Подходит для ранимых и импульсивных людей, которые в данном цвете находят успокоение.
Красный - цвет напористой энергии, власти, силы, агрессии.
Зеленый - твердость, сопротивление изменениям, противостояние.
Коричневый - цвет уюта и физического довольства.
Белый - невинность и благополучие, цвет защищенности изнутри.
Серый - спокойный цвет, вызывающий спокойствие и умиротворение.
Черный - символ небытия, исчезновения, поглощающий энергию цвет.