Галина Наумова
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Данная тема является актуальной, так как все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Ни для кого из нас не секрет, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. И если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают правил уличного движения.
Публикация «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
Дети дошкольного возраста — это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома, на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Необходимо воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Ведь практика показывает, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек. В этом должны принимать участие и родители и в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Основная часть
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение скорости их движения, плотность транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах породили целый ряд проблем, одним из которых является дорожно-транспортные происшествия. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
В нашей стране ситуация с дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчёте на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.
По статистике чаще всего страдают дети-пешеходы. Они составили более половины (57,1%) всех пострадавших в ДТП детей.
Основными причинами наездов на юных участников дорожного движения являются:
- переход дороги в неустановленных местах (35-40%);
- переход дороги перед близко идущим транспортом (25-30%);
- переход дороги на запрещающий сигнал светофора (10-15%);
- игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%).
Одним из основных факторов возникновения ДТП с участием детей – это связано с особенностями психофизиологического развития детей дошкольного возраста, такие как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности.
Следующий фактор – Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Третий фактор - несоблюдение дошкольниками правил дорожной безопасности : невнимательность и недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей обстановки, незнание Правил дорожного движения. В основном это происходит из-за недостаточно качественной подготовки детей в рамках дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы - к ответственному и грамотному поведению на дороге. Еще одна немаловажная причина - это слабое влияние в профилактической работе родителей детей.
Проблема безопасности детей на дорогах волновала и волнует и государство и работников системы образования. Работа в этом направлении регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Закон РФ «О безопасности дорожного движения, ст. 29, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.», Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.71 г. №85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», «Приказ Минобразования РФ №354 от 09.07.96 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России». Распоряжение Правительства РФ от 17.10.05. №1707 «О Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Правила дорожного движения РФ» (Утверждены постановлением Совета Министров-правительства РФ; изменения и дополнения введены с 01.01.2006, г. Москва, сборник «Дошкольное образование России в документах и материалах» (Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов) и др. В этих документах закреплены права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрены правила поведения водителей и пешеходов, рассмотрены пути улучшения работы в данном направлении.
В последнее время в связи с актуальностью этой проблемы появилось очень много специальных программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге : «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной (Спб. : Детство-Пресс 2008); «Как обеспечить безопасность дошкольников» К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной, Л. А. Кондрикынской (М. : Просвещение, 2006); «Жизнь без опасностей» Л. П. Анастасовой; «Ребёнок на улице» Вдовиченко Л. Н. (Спб. : Детство, 2008, появились многочисленные методические разработки, например, «Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению ПДД» Вепренцовой Е. А. и т. д.
Всё это говорит о том, что проблема безопасности дошкольников на дороге существует, и её решение нельзя откладывать, и решение ее во многом зависит от четкой работы всех заинтересованных структур, от тесного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции и родителей с работниками образования, уровень квалификации которых определяет результативность воспитания дисциплинированных юных участников дорожного движения.
Свою работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников строю, останавливаясь на следующие педагогические принципы:
- индивидуальный подход, т. е. учет личностных возрастных особенностей детей.
- чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
- взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде.
- возрастная безопасность. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Показать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- социальная безопасность. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, этот учебно — воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Во-первых, наличие теоретической базы.
1. В. Любавский. Правила дорожного движения.
Учебно – методическое пособие. – М. : 1980г.
2. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника: Учебно – методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под. Общ. Ред. В. Н. Кирьянова – М. :Издательскимй Дом Третий Рим. 2005.
3. А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду М. : ТЦ. Сфера. 2001г.»
4. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет- М. : ТЦ. Сфера, 2003г.
5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, «сценарии вечеров досуга» Книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. С. А. Уклонская. Составитель Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение. 1989.
Во-вторых, ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию правил безопасного поведения в окружающей среде, развитие способностей выходить из сложных ситуаций, организованные формы обучения на занятиях, совместная деятельность взрослого и ребенка. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в дорожно -транспортном процессе.
В-третьих, оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведение следующих мероприятий:
1. НОД по формированию навыков культуры безопасного поведения на улице, дома, в транспорте.
2. Беседы с использованием наглядно – иллюстративного материала.
3. Спортивные и музыкальные досуги.
4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).
В групповом помещении создан центр ОБЖ, где размещены:
- макет улицы, дорожные знаки.
- наглядный материал.
- транспорт различного назначения.
- настольно – печатные игры.
- дидактические игры.
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картины, отражающие различные пожароопасные, дорожные ситуации.
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Транспорт».
Заключение
Все это позволяет мне решать задачи обучения детей безопасному поведению в окружающей среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психологического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.
Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах. Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДТП с участием детей.
Литература
1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
2. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова--- Наб. Челны,2006.
3. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. / В. И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г
4. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - N 7.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми).
6. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду
Год выпуска: 2005. Автор: М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова
Издательство: Москва, Мозаика-Синтез 2005.
7. Стеркина Р. Б. - Основы безопасности детей дошкольного возраста
Издательство: Просвещение 1997.
8. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М. : ТЦ Сфера, 2009.- 80с.
9. Юрянин И. П. Светофор/ И. П. Юрянин - М. Издательство «Детская литература» 1971 .