Виктория Куриленко
Конспект открытого занятия в старшей группе «Мартенички и мэрцишоры»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1876
Тема: Мартенички и мэрцишоры
Составила и провела:
Куриленко В. В.
Москва 2014
1. Программное содержание:
- Воспитательные задачи: Содействовать воспитанию интереса к народной культуре других народов.
Темочки:
- Образовательные задачи: Расширять опыт изготовления народных игрушек и традиционных сувениров. Познакомить с технологией конструирования человечков (или помпонов) по мотивам болгарской и молдавской культуры. Дать первоначальное представление о контрасте цветовых гамм. Развивать глазомер, чувство цвета и симметрии.
- Технические задачи: Совершенствовать трудовые навыки (действия «наматывание», «завязывание», переводить на уровень операций, совершаемых легко, уверенно, экономно, безошибочно).
2. Материалы и оборудование: У воспитателя карточки с изображением вариантов украшений, изготовленный экземпляр болгарского и молдавского украшения; у детей: шерстяные клубки пряжи красного и белого цвета; прямоугольные картонные заготовки; ножницы.
3. Связь с другими образовательными областями:
• социально-коммуникативное развитие - реализация партнёрского взаимодействия – «взрослый-ребёнок»; совершенствовать трудовые навыки - действия «наматывание», «завязывание», переводить на уровень операций, совершаемых легко, уверенно работать с ножницами.
• познавательное развитие – расширение кругозора, формирование познавательных действий.
• речевое развитие - свободное общение с взрослым, обогащение активного словаря.
• художественно-эстетическое развитие – формирование элементарных представлений о народной игрушке и традиционных сувенирах; использование музыкального произведения.
• физическое развитие - развитие мелкой моторики.
Ход занятия:
I часть
Воспитатель: Ребятки, посмотрите какой у меня красивый сувенир. Называется он марцишор. В первый день весны в Молдавии принято дарить марцишоры (от слова «марць» - март, а в Болгарии мартенички (также от слова март). Это небольшие красно-белые украшения в виде цветков, человечков, бубенчиков, чаще всего соединенные пояском две куколки, скрученные из ниток – белая и красная (мальчик и девочка; зима – весна). Дарят эти сувениры в начале марта с пожеланиями счастья, любви, удачи. Марцишоры носят на одежде весь месяц март, а в апреле талисманы повязывают на фруктовое дерево и загадывают желание, которое обязательно должно сбыться. А если дерево, на котором прикреплен мэрцишор, даст богатый урожай, значит, в этом году прибудет счастье и любовь. Рождена эта красивая традиция легендой. Легенда о Мэрцишоре, передается из уст в уста, из поколения в поколение. Послушайте её (под музыкальное сопровождение воспитателем рассказывается легенда) :
"Давным-давно в незапамятные времена появился на земле хрупкий цветок с белоснежными лепестками по имени Гиочел - Подснежник. Вырос он на голом когосоре, когда солнце впервые пронзило золотыми стрелами своих лучей седые снежные тучи. Маленького Гиочела оберегала от стужи красивая и добрая волшебница Весна. Прослышал об отважном цветке злобный вихрь-полуночник Кривэц. Он вылетел из своего ледяного жилища с намерением заморозить храбреца, дерзнувшего переступить суровый закон его ледяного царства. Свирепый Кривэц вырвал из земли колючий шиповник и швырнул его с досады в светлую Весну, уколов ей мизинец. Брызнула на землю горячая алая кровь и обагрила белые лепестки Гиочела. Каждая горячая капля возвращала этот нежный и хрупкий цветок к жизни. Когда к Гиочелу вернулись силы, он радостно возвестил о приходе Весны”.
Сейчас мы попрубуем изготовить такойже сувенир (педагог показывает технологию изготовления марцишоров – человечков, см. приложение).
Воспитатель:Ребята, понравились Вам человечки, сейчас мы немного отдохнеи и попробуем сделать их самостоятельно.
Физкультминутка:
Мы ногами топ-топ
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз — сюда, два — туда,
Повернись вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели — встали, сели — встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали,
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз — два, раз - два
Кукол делать нам пора!
II часть
Педагог предлагает детям сесть за столы.
Самостоятельная работа детей
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь).
III часть
Итог:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами познакомились и изготовили весенний сувенир. Как он называется? Какого он цвета? Что означают цвета человечков? Какими вариантами можно представить мартенички и марцишоны? Давайте сравним наших человечков, все ли они выполнены аккуратно? Выберите аккуратно выполненный сувенир? (дети рассматривают готовые сувениры, высказывают свое мнение).
Воспитатель: Молодцы ребята, все сегодня постарались и изготовили красивые весенние сувениры. Предлагаю Вам организовать в детском саду выставку для родителей, а дома своим родным Вы расскажите старинную легенду и можете смастерить вместе с мамами, папами марцишоры или мартенички.