Ульяна Штырева
Конспект открытого занятия в старшей группе «Испарение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга»,
Кулундинского района Алтайского края
Конспект открытого занятия в старшей группе
Тема: «Испарение»
Воспитатель
I квалификационной категории
Варкентин Ульяна Сергеевна
с. Кулунда
Цель: Сформировать представление детей об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Испарение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи:
1. Повысить уровень знаний детей, о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
2. Совершенствовать познавательные способности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
3. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
4. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире
Методы и приё мы:
Словесные: чтение загадок, беседа.
Наглядные: рассматривание.
Практические: опыты.
Материал: Кусочки льда (на каждого ребёнка, стакан со льдом, спиртовка, чашка, пробирки, спички, салфетки, держатель, простые карандаши, листы бумаги.
Ход:
Здравствуйте! Я ученый! Сегодня я предлагаю вам стать моими помощниками – исследователями. Вы согласны?
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Н. Рыжова
Воспитатель:
Ребята, я знаю, что у вас было домашнее задание. Расскажите, что вы делали с сахаром?
Ребята вы знаете, что твёрдое, может превратиться в жидкое. А как нам узнать, во что может превратиться жидкое?
Дети: В твёрдое.
В: А как это проверить? Что нужно сделать?
Дети: Охладить.
В: Правильно. Твёрдое превращается в жидкое, жидкое превращается в твёрдое.
Воспитатель предлагает детям проделать опыт по превращению твёрдого льда в жидкую воду. Раздаёт им по кусочку льда и спрашивает.
В: Какой лёд.
Д: Твёрдый, гладкий, скользкий, мокрый, тает.
В: Хорошо. Давайте превратим его в жидкую воду.
Дети растапливают лёд в руках.
В: Лёд холодный, ладошки у вас тёплые, получается вода. Лёд мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твёрдый лёд превращается в жидкую воду. А как из воды сделать лёд?
Д: Поставить в холодильник.
В: Правильно, надо лёд охладить и жидкая вода станет твёрдой.
В: Ребята у вас были маленькие кусочки льда, а если взять вот такой кусок?
Воспитатель демонстрирует лёд, замороженный в стакане.
В: Как его превратить в воду? Как сделать, чтобы он растаял?
Д: Надо нагреть.
В: Правильно. Нагревать мы с вами будем его на спиртовке. Лёд холодный, спиртовка горячая, на спиртовке лёд тоже превратится в воду. Нагревали лёд в ладошках, нагревали на спиртовке.
А как ещё можно нагреть? Что же может нагревать? Лёд в водичку превращать? Что ещё даёт тепло?
Д: Солнце, огонь.
В: Правильно, и солнышко согреет лёд, и огонь…
Солнце дарит нам тепло,
Солнце нагревает,
Солнышко горячее
Землю освещает!
А ещё огонь горячий
И горячая плита.
Греют – греют, нагревают,
Много нам несут тепла!
Физ. минутка «Речка».
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте.)
Наклонились и умылись.
(Наклоны вперед.)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши.)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками.)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все как один –
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте.)
И отправились домой.
(Ходьба на месте.)
В: А ещё тепло нам дают отопление – по трубам идёт горячая вода и в комнатах всегда зимой тепло.
Воспитатель показывает трубу отопления.
Значит, твёрдый лёд нагреть можно и на солнышке, и на плите, и на огне.
Воспитатель демонстрирует стакан с водой и спрашивает: «А что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать?»
Д: Вода станет горячей.
В: Правильно, а если ещё сильнее нагревать будем?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Затем предлагает:
В: «Давайте проведём опыт и посмотрим, что произойдёт».
Воду нагревают в чашке на спиртовке. Вода кипит и появляется пар.
В: Ребята, что это над водой появилось?
Д: Пар.
В: Куда исчезла вода? Все видели: в чашку налили воду, потом появился пар.
А вода – то где? Может, чашка с дыркой и вода пролилась?
В: Вода испаряется, превращается в пар, если её нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твёрдый лёд, затем жидкая вода, а из воды получается пар. Значит, вода у нас может быть и твёрдой, и жидкой и может быть пар: вода – твёрдая, вода – жидкая, вода – пар. Посмотрите на пар. Какой он?
Д: Белый, лёгкий.
В: Да, пар белый, лёгкий, он улетает. Скажите, пар твёрдый?
Д: Нет.
В: Пар – жидкий?
Д: Нет.
В: Правильно, пар - не твёрдый и не жидкий, пар – он как воздух, как дым от костра, как облака на небе.
Отгадайте загадки:
В: Он прозрачный и холодный,
Он загадочный и плотный,
А в тепле вдруг оживает,
Слёзы льёт и быстро тает,
Что водою слёзы льёт?
Ну, конечно, это (Лёд)
В: Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода)
В: Если сильный – сильный жар,
Из водички будет…
Д: пар.
В: Правильно. Давайте нарисуем пар – изобразим воду и пар над ней.
В: Ну а теперь нарисуем водичку и пар – как пар клубится над горячей водой.
Дети приступают к рисованию.
Итог:
В: Уважаемые исследователи! Наша работа в лаборатории подошла к завершению.
Понравилось вам?
Что нового вы узнали сегодня, работая исследователями?
Что показалось для вас наиболее трудным?
В: За вашу успешную работу и ваш интерес я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить маленький сладкий приз.
Список используемой литературы:
Н. Е. Веракса, О. Р Галимова Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Издательство МАЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2012