Юлия Унагаева
Маркеры игрового пространства в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Маркеры игрового пространства. Конструируем игровое поле своими руками.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Учитывая все это, мы разработали и внедрили в свою работу, а затем предложили и воспитателям маркеры игрового пространства.
Публикация «Маркеры игрового пространства в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Маркеры игрового пространства, ширмы для игр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т. д.
Для их изготовления мы использовали, доступные и безопасные для детей материалы: картонные коробки, скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из картона мы изготовили детали для основных маркеров : прямоугольники 45*30, затем их соединили и обработали края скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.
Получились основные маркеры : сине-белый из 10 прямоугольников, зеленый из 8 прямоугольников. Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним : из разноцветных прямоугольников получился маркер : «карусель». Из чёрного картона вырезали круги и обклеили их цветной пленкой. Получилось из одной детали четыре разных предмета: колесо автомобиля, колесо поезда, спасательный круг, шасси самолета.
Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.
Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные». Мы использовали маркер зеленого цвета «Лес». В тоже время этот маркер в середине занятия трасформируется в спортивный тренажер, где реализуется двигательная активность детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем словарь: прокатывая мяч в отверстия друг другу, дети называют действия птиц (летают, порхают, сидят, клюют, высиживают птенцов, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут, стрекочат, курлычат, воркуют). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.
Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:
«Какие деревья растут в лесу?»
«С какого дерева слетел листок?»
«Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»
«Какие ягодки в корзинке у Мишки?»
и т. д.
Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.
Отрабатываются лексические темы:
«Обитателей морей и океанов»,
«Речные рыбы»,
«Животные жарких стран»,
«Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т. д., (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею) и т. д.
Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» ( Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома).
В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс ( отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера», выполняется слоговой и звуковой анализ названий обитателей Севера, предложно падежные конструкции). Нарвал выныривает из воды. Морж отдыхает на льдине. Белый медведь охотится на тюленя и т. д.
А можно полетать над городом рассмотреть окрестности. Пролететь над лесом, речкой, полем. Можно использовать игру «Доскажи словечко» «Продолжи предложение».
Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран. на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун; На твердый согласный — Марс, Плутон.
Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Например: «грузовик»
«Лес и речка» получаются из маркеров синего и зеленого цвета.
«Поезд» получается из маркеров зеленого белого и синего цвета.
Можно построить «мост над рекой» (река — синий маркер, а мост — зеленый) или «плотину».