Анна Сергеева
Малыш плохо говорит: стратегия родителей и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи данного этапа работы по развитию языковой способности предусматривают формирование языковой установки, комплексных фонетико-синтаксических, фонетико-семантических и семантико-синтаксических ориентировок по подражанию и образцу.
Перечислим основные требования к организации специальных занятий по развитию языковой способности:
— демонстрация педагогом образцов предметных и коммуникативных действий;
— комментирование событий и отражение в опережающей речи основных принципов языковых обобщений;
Формированию навыков коммуникативной ориентировки способствуют следующие действия.
Публикация «Малыш плохо говорит: стратегия родителей и воспитателей» размещена в разделах
• Игры на развитие подражания речевым и предметным действиям (сопряженное и отраженное проговаривание текстов народных потешек, драматизация детских песенок и стихов; выполнение поручений в парах («Налейте воду — вылейте воду, теперь ты — налей, а ты — вылей», осуществление предметных действий по подражанию взрослому и соотнесение их с действиями ровесника).
• Моделирование микроситуации («Покажи, как помочь тете Рае. Надо убрать посуду»; «Покажи, как пожалеешь Яну» и т. д.).
• Разыгрывание проблемной ситуации с заданным сюжетом («Илюша плачет. Что будем делать? Покажи» и т. д.).
• Оценка коммуникативных действий детей в виде правил: «Девочкам надо уступать», «Нельзя никого обижать»; оценок-состояний: «Ему больно — надо помочь», «Ты хочешь конфету. И Таня хочет конфету. У меня много конфет. Дам тому, кто хочет. Кому дать?»; оценок-предвосхищений: «Юля добрая девочка. Она сейчас поможет тебе включить воду. Юля, помоги Саше! Саша обрадуется и скажет: "Спасибо!"»
— постоянного комментирования в речи происходящих вокруг ребенка событий (фраза простая, с часто повторяющимися словами, повторения за ним и обыгрывания его звуковых реакций (путем наращивания звуков до слогов или отдельных слов).
Организованное коррекционно-педагогическое воздействие на данном этапе работы осуществляется в такой последовательности.
На основе подражания и использования движений фонетической ритмики логопед вызывает артикуляцию одного-двух гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Звук тут же соотносится с понятием (предметом или действием
При повторении образца взрослого ребенок предлагает свой, искаженный вариант его произнесения. Если он соответствует системе «временных субститутов» звуков речи (термин Е. Ф. Pay, то педагог принимает его вариант.
В противном случае взрослый использует замену, доступную произнесению ребенком.
• слуходвигательные связи: ребенок хлопает в ладоши, топает ногой, подпрыгивает, мигает, бросает шарик (пуговицу, изюминку) в коробку, надевает кольцо на пирамидку и т. д. ;
• слухозрительные связи: ребенок показывает игрушку, картинку или закрывает её ладонью, наклеивает наклейку — недостающую деталь в изображении предмета; берет фрагмент для складывания разрезной картинки, деталь конструктора и т. д. ;
• слухотактильные связи: ребенок дотрагивается до кусочка меха, бархата или наждачной бумаги, мрамора или войлока, проводит пальцем по зубьям расчески или зеркалу, окунает палец в мокрый песок, гуашь и т. д. ;
• слуховые связи: ребенок нажимает на кнопку звонка, стучит палочкой по барабану, звонит в колокольчик, «учит» механического попугая повторять за собой заданное слово или звук.
После того как у ребенка появилась осознанная речевая активность, возникают проблемы
На данной стадии работы речевая активность детей с общим недоразвитием речи тесно связана с формированием коммуникативных и предметных отношений со взрослыми — логопедом, воспитателями, родителями. Отражение реальных предметных отношений представляет собой усвоение семантических единиц и категорий.