Лучший педагог года

Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Сирота Инна
Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Для лучшего усвоения детьми математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры и т. д. можно использовать малые фольклорные жанры. К ним относятся пословицы, загадки, поговорки и др. Использование загадок в непосредственно – образовательной деятельности по математике способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, фигурах и т. д., но и обогащению и активизации словаря. Загадка - это замысловатое иносказательное описание предмета или явления. Условно их можно разделить следующим образом:

Публикация «Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры, например:

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг (паук).

На четырёх ногах стою, Ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)

2. Загадки, связанные со сравнением множеств величин, например: больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, шире - уже и т. д.

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море (река).

3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями : части суток, вчера, сегодня, дни недели, месяцы.

Братьев этих ровно семь, Вам они известны всем. Каждую неделю кругом, Ходят братья друг за другом. Прощается последний, Появляется передний (дни недели).

Три брата – один впереди, Два позади бегут И догнать одного не могут. (Трёхколёсный велосипед)

4. Загадки, связанные с пространственными представлениями.

Стоит копна посреди двора. Спереди – вилы, сзади – метла. (Корова).

5. Загадки, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур:

Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, Кто я такой друзья? (Круг).

Он давно знаком со мной, Каждый угол в нём - прямой. Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его… (Квадрат).

6. Загадки можно использовать для знакомства с числом и цифрой.

Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, Все равно она притянет (подушка).

Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

В непосредственно-образовательной деятельности по математике можно использовать скороговорки, которые не только способствуют лучшему усвоению детьми математических представлений, но и развивают технику речи (правильное дыхание, дикция, умение управлять своим голосом). Например, при знакомстве с числом и цифрой «4» можно предложить разучить скороговорку:

«У четырех черепашат по четыре черепашонка». «Опять пять ребят - нашли у пенька пять опят».

Вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать его соседей. Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит ее, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё, убыстряя и убыстряя темп. Пословицы и поговорки в непосредственно-образовательной деятельности по математике используются с целью закрепления математических представлений и развития речи. Пословица - краткое изречение с назидательным смыслом, а поговорка - выражение, которое не имеет законченного высказывания, морали или вывода. Например: - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышат. - Два сапога пара. - Семь раз отмерь – один отрежь. - Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года. - Заблудился в трех соснах. - Убил двух зайцев.

Считалки - короткие рифмованные стихи, применяются для определения ведущего или распределения ролей в игре. Они обучают детей разучивать больше стихотворений, тем самым развивают память. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, чувства товарищества, доставляет детям наслаждение, вырабатывает чувство ритма. Она выполняет познавательную, эстетическую функцию. В математике считалки используются с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, развивают временные представления.

1. Мы собрались поиграть. Ну, кому же начинать? Раз, два, три, начинаешь ты.

2. Раз, два, три, четыре, Кто у нас живёт в квартире? Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок, сверчок и я- Вот и вся моя семья! Раз. Два, три, четыре, пять,

Всех начну считать опять.

3. Раз - два, раз - два, раз - два - три! Вслед за мною говори: В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду. А в четверг и в пятницу Санки к дому катятся. За субботой - воскресенье, В этот день пекут печенье. Раз - два, раз - два, раз - два - три! Всю считалку повтори!

Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применить их при решении различных жизненных ситуаций, способствует формированию представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообщить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются навыки счета, представления о форме, цвете, величине и т. д. Дети понимают: считать можно любые предметы. Задача: Я колобок, колобок! Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, Я от медведя ушел, А от лисы не успел уйти. Вопросы: - Сколько зверей встретил Колобок?

- Сколько раз он смог уйти?

- Сколько раз Колобок не смог уйти?

Таким образом, малые фольклорные жанры являются важным средством развития математических представлений дошкольников. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Устное народное творчество приносит радость, способствует не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке памяти и внимания. Оно может широко использоваться как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом, как приём, обостряющий наблюдательность – при закреплении определённого знания, правила, как игровой материал, соответствующий возрастным потребностям детей дошкольного возраста. Физкультминутка и зарядка для пальчиков.

«Со стульчиками».

Один, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте.

Пять, шесть – повернись,

Семь, восемь – улыбнись.

Девять, десять – не зевайте,

Своё место занимайте.

«Пальчики».

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять

Десять пальцев, пара рук.

Вот твоё богатство друг.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые.

К вопросу о формировании представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Формирование культуры поведения – одна из сложных и не менее важных проблем, которая рассматривается современным обществом. Узнать, насколько.

Малые фольклорные жанры. Произведения игрового и внеигрового детского фольклора Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk — «народ».

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность Важное место в обучении детей младшего дошкольного возраста отводится формированию элементарных математических представлений. В детском.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ивина Т. Н. МБДОУ №86 2 Слайд Ребенок не.

Малые фольклорные жанры .

Малые фольклорные жанры как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми необходимо читать.

ООД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего возраста «Снеговик в гостях у детей» ООД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего возраста «Снеговик в гостях у детей». Цель: учить определять.

Памятка воспитателям по развитию математических представлений у детей дошкольного возрастаПамятка воспитателям по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста Заставить их сидеть на одном месте практически невозможно, а любое обучение предполагает усидчивость, терпение и внимание. выход один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 14:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сирота Инна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД