Елена Мамедова
Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста
Мамедова Е. В., воспитатель,
Гребенчук Т. В., учитель-логопед,
Султанова Е. В., воспитатель,
Мельникова И. А., воспитатель.
Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в наши дни, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки - все это богатство русского языка. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. Фольклорные произведения дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи, обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов.
Публикация «Малые фольклорные формы в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Практически каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, загадкам, потешкам, пословицам и т. п., но чтобы добиться результатов, необходима система.
Большое значение имеет специальная организация развивающей предметно-пространственной среды: подбор книг с фольклорными произведениями, дисков, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.
Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров : использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.
Присутствие игровых персонажей (образной игрушки – петушка, кота и т. п.) повышает мотивацию в непосредственно образовательной деятельности. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программными требованиями. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем, с учётом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития.
На начальных этапах знакомства детей с фольклором развивается интерес к потешкам, пестушкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности, в ходе режимных моментов. Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам.
Развитие выразительности речи включает : обучение пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок; формирование навыков подбора и использования сравнений; развитие интонационной выразительности. Кроме того, в процессе работы развивается познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать в различных повседневных ситуациях: «Поспешишь – людей насмешишь»; «Семеро одного не ждут»; «Терпенье и труд – всё перетрут»; «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Пословицы и поговорки способствуют лучшему пониманию различных явлений или событий, например, «Весна красна цветами». С пословицами и поговорками продуктивны такие виды работы:
1. Ответы на вопросы путё м выбора из двух вариантов: «О ком говорят, что они два сапога пара? О похожих или о разных?»
2. Объяснение значений выражений с подбором картинок, изображением действия: «Тянуть за язык»
3. Замена фразеологического оборота одним словом: повесить нос (загрустить)
Для формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания, используются задания:
на закрепление навыков пересказа с опорой на вопросы, по сюжетной картине;
на обучение рассказыванию по иллюстрации к малой фольклорной форме;
на развитие творческого выразительного рассказывания о герое, а также приёмов речи доказательства на примере загадки.
При обучении монологу-описанию героев малых фольклорных форм целесообразно использовать яркие, образные игрушки, при этом важно организовать коммуникативную ситуацию, способствующую переживанию радостных эмоций и желанию рассказывать.
1. Предъявление игрушки, выразительное рассказывание малой фольклорной формы
2. Первичное восприятие игрушки от целого к частному и наоборот. Обучение сравнению частей игрушки с предметными эталонами. В качестве эталонов можно использовать специально подобранный материал: горошины, бусины, кусочки меха и т. п. Дети прикладывают предметы к частям объекта и подбирают сравнения: «Глазки, блестящие, как бусинки»; «Носик черный, как пуговка». Таким образом, слово-сравнение имеет в своей основе реальное представление. (На более поздних этапах используются картинки). В процессе такого рассматривания игрушки идёт активное накопление слов-сравнений.
3. Организация восприятия и управление диалогом с помощью вопросов и указаний взрослого.
4. Восприятие объекта заканчивается обобщающим описательным монологом педагога, а затем - ребёнка.
Использование загадок - наиболее удачный приём развития у детей речи-доказательства. Обучение отгадыванию загадок начинается по методу Е. И. Тихеевой, когда на стол выставляются игрушки, о которых загадываются загадки. Дети легко справляются с заданием, ведь загадываемый предмет перед глазами. Обращается внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки. Затем, перед детьми ставится цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Читая загадки, следует повторять текст несколько раз, чтобы дети лучше его запомнили и выделили признаки описанного объекта. Если в доказательстве ребёнок пропускает какой-либо признак или связь, педагог задаёт вопросы дискуссионного характера, раскрывающие неубедительность приведённых доводов. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используются разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.
В непосредственно образовательной деятельности дети учатся анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, синонимику (щука-рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных. Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышается за счёт проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?»
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль; позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности.