Татьяна Русяйкина
Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
При обучении дошкольников элементарным математическим представлениям особое внимание обращается на развитие у них самостоятельности мышления, умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умения доказывать правильность тех или иных суждений. Неоценимую помощь в этом могут оказать замечательные образцы устного народного творчества.
Публикация «Малые фольклорные жанры и развитие математических представлений» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К малым фольклорным жанрам относятся пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, считалки, скороговорки и др. Это поистине сокровища русской народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей.
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как приём, побуждающий их к приобретению знаний при знакомстве с новым материалом (предмет, явление, число, буква); как приём обостряющий наблюдательность при закреплении знаний; как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей.
В многообразии существующих загадок значительное место занимают загадки математического содержания. Загадки математического содержания – это своеобразная увлекательная игра, вызывающая у ребёнка радостное эмоциональное состояние, но вместе с тем, это и своеобразное умственное состояние, упражнение в выделении количества, формы, величины, как общего признака анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
Условно загадки можно классифицировать следующим образом.
1. Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры. Восемь ног,
Как восемь рук,
Вышивают шёлком круг. (Паук.)
2. Загадки, в которых есть слова связанные со сравнением множеств, величин, чисел: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, уже – шире и т. д.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий в море. (Река.)
3. Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями и понятиями : части суток, вчера, сегодня, завтра, дни недели, месяцы, времена года.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели.)
4. Загадки, в которых есть слова, связанные с пространственными представлениями и пониманиями.
Тра-та-та!
Тра-та-та!
Сверху кожа,
Снизу тоже,
В середине пустота. (Барабан.)
5. Загадки, в которых есть слова, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур.
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд. (Вишня.)
В загадках математического содержания предмет или явление анализируется с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.
Загадка может стать исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Например, загадку «Вспушит она свои бока, свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, все равно она притянет» (подушка) можно использовать для знакомства с числом и цифрой 4. После того как дети её разгадают работа продолжается. Воспитатель предлагает вспомнить, о чём эта загадка; показать соответствующую числовую карточку; найти и показать карточку с соответствующей цифрой; назвать соседей числа 4 в числовом ряду; объяснить, как получили число 4; сравнить число 4 с последующим и предыдущим числами. Старшим дошкольникам можно предложить вспомнить состав числа 4 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе, например:
4 = 1 + 1 + 1 + 1; 4 = 1 + 3;
4 = 2 + 2; 4 = 3 + 1.
Для закрепления и конкретизации знаний о геометрических фигурах и частях суток, формирования навыка распознавания и умения называть их можно использовать следующие загадки.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длинны.
Всем его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат.)
Интересно можно организовать и процесс отгадывания загадок: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время чем-то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать и путём исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.
Понимание внутренней структуры загадки позволяет педагогу обучать детей их отгадывать (понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить составлять загадки самостоятельно.
Чтобы отгадать загадку, детям нужно осуществить ряд операций в следующей последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта (анализ) : сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними (синтез); на основе соотнесения признаков и выделения связей отгадать загадку (умозаключение).
Иногда для отгадывания загадки бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А вот чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развёрнутое логическое рассуждение – доказательство. Чтобы побудить ребёнка к нему, следует выяснить, каким путём он шёл, отгадывая загадку. Для этого можно предложить ответить на вопросы : «Как ты догадался? Почему ты так решил?». Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки, установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой.
Доказательство начинается с объяснения отгадки, которая потом подтверждается перечислением признаков предмета. Этим способом (дедуктивным) дети пользуются чаще всего: в силу возрастных особенностей они стремятся как можно быстрее дать ответ. Можно поступить по-другому: в начале рассуждения доказательства дети рассматривают признаки и устанавливают связи между ними, а отгадка становится логическим итогом этого рассуждения (индуктивный способ).
С большим интересом «пишут» дети необычные письма (слуховой диктант) сказочным героям (Буратино, Незнайке, используя загадки: посередине листа положите жёлтый (загадывается загадка про квадрат). Где расположили жёлтый квадрат? Выше и ниже квадрата положите синий и красный (загадывается загадка про треугольник). Где разместили синий треугольник? Красный? Справа от квадрата положите зелёный (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата расположили зелёный круг? Слева от квадрата положите оранжевый (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата положили оранжевый круг? Дети «читают» письмо, определяя пространственное расположение фигур, опускают в почтовый ящик и с нетерпением ждут письмо от Буратино. В ответном письме Буратино оценивает работу детей и предлагает им новое задание. Задания от сказочных героев всегда принимаются детьми с большим удовольствием.
Использование загадок на занятиях по математике способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д., но и обогащению и активизации словаря.
Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей. Мы предлагаем использовать скороговорки со словами связанными с математикой. Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить разучить скороговорку «У четырёх черепашат по четыре черепашонка», вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать его соседей.
Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё убыстряя и убыстряя темп (взрослый в этом случае выступает в роли дирижёра).
Скороговорки это и своеобразная игра, вызывающая оживление, улыбку, это и упражнение в закрепление пространственных терминов, в выделении простейших количественных характеристик. (Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день).
Интересны дошкольникам пословицы и поговорки. Эти «маленькие» умственные задачи развивают логическую мысль и речь детей. Нужно учитывать, что ребёнку трудно понять обобщённый, переносный смысл пословицы. Воспитателю необходимо выяснить как ребёнок понимает ту или иную пословицу (Когда её говорят? Кому, объяснить её смысл на примерах, конкретных ситуациях. Например, пословицу «У лени семь праздников в неделю» мы используем для закрепления у детей знания последовательности дней недели. Пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Одна голова хорошо, а две лучше», «Один в поле не воин» с целью развития количественных, пространственных и временных представлений у детей. Смысл пословиц: «Копейка рубль бережёт», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Уговор дороже денег» и др. – мы раскрываем в процессе работы по ознакомлению дошкольников с деньгами как мерой стоимости, воспитывая у них правильное отношение к деньгам, бережливость, честность.
Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками. Соревнования в «сказывании» считалок обучают детей артистизму – заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память и добиваться права вести пересчёт. Это право предоставляется только тем, в ком все остальные уверены, кто будет честно вести счёт, определяющий судьбу игроков (нарушивший это правило лишается их доверия). Считалка, таким образом, способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества.
В процессе обучения детей математике мы используем считалки с целью закрепления умения вести счёт в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.
1. Один, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
2. Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдёт искать.
В своей практической деятельности мы используем малые фольклорные жанры как на занятиях по развитию элементарных математических представлений, так и все их – во время игр, наблюдений, бесед, чтения. Мы не должны забывать, что детский фольклор – это богатейший материал, способствующий развитию мышления, наблюдательности, смекалки, интереса к математическим знаниям.