Елена Селиванова
Взаимодействие с родителями «Малая академия здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями.
В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: «Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Поэтому педагогический коллектив стремится к расширению контактов со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и ДОУ в интересах развития личности ребенка. В своей деятельности мы четко разделяем воздействие и взаимодействие. Воздействие – однонаправленность влияния одного человека или группы на другого или других с целью его (их) изменения в определенном направлении. Взаимодействие- влияние поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщения их к физкультуре и спорту, Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния. Основное средство воздействия-пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме
Публикация «Взаимодействие с родителями „Малая академия здоровья“» размещена в разделах
– через оформление различных стендов,
- организацию специальной передвижной выставки;
и в устной форме;
- через индивидуальные беседы,
- родительские собрания,
- организацию встреч с различными специалистами.
Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых физкультурных занятиях, ознакомление с протоколами контрольно - срезовых занятий. Определенный эффект воздействия наблюдается и при ознакомлении родителей с данными заболеваемости детей группы. Экран заболеваемости помогает выявить семьи, в которых ребята практически не болеют. С согласия родителей изучается их опыт семейного воспитания и освещается в фотогазете с комментариями. Взаимодействие родителей и педагогов в процессе формирования у детей навыка здорового образа жизни происходит сложнее. Педагогический коллектив понимает, что это во многом зависит от организационно-педагогической культуры ДОУ, степени доверия к нему родителей, их удовлетворенности пребывания ребенка в нем. Поэтому программа физкультурно- оздоровительной работы детского сада имеет продуманную концепцию. Идеология здоровья, которая является стержнем этой концепции, совместная деятельность ДОУ и семьи понятна родителям воспитанников. Но самое главное, они регулярно информируются о том, каких результатов следует ожидать от реализации программы. Анализ исследований определил стратегию конструирования единого педагогического процесса в условиях ДОУ и семьи. Нами используется трехступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи.
1 ступень - создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;
2 ступень - формирование единой стратегии сотрудничества для выработки у ребенка навыка здорового образа жизни;
3 ступень-построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства для развития ребенка.
Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия сотрудничества. Для нас важно было найти подход к членам семьи ребенка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, круг семейных ценностей, традиции семейного воспитания.
Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к физкультурно- оздоровительной работе. Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей, и увидеть, как реализуется система физкультурно- оздоровительной работы. Основой взаимодействия становится активное сотрудничество педагогов и родителей.
На третьей ступени взаимодействия на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяются; условия, которые можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные, физические возможности ребенка, заложенные природой, компенсировать недостатки; содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребенка, реальными условиями жизни; наиболее эффективные приемы педагогического воздействия. Хотим подчеркнуть, что взаимодействие не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планируется, затем происходит параллельное и взаимопроникающее его осуществление в ДОУ и семье. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли (или не произошли) у ребенка по тем или иным причинам, становятся основой проектирования очередного этапа индивидуальной работы. Для реализации модели взаимодействия ДОУ и семьи нами используется плановый подход. Прежде чем начать работу с родителями, был определен социально - гигиенический скрининг условий и образа жизней семей воспитанников. Проанализировав результаты, мы сделали вывод, что часть родителей (41%) ведет или пытается вести здоровый образ жизни, а значит, у нас есть единомышленники, на которых можно опереться. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого-педагогическому самообразованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания и развития детей. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области, как приобщение к здоровому образу жизни - задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам. Успешность решения задач, поставленных в рамках физического воспитания дошкольников, развития у них положительной мотивации на сохранение и укрепление здоровья изначально зависит от деятельности педагогов ДОУ, направленной на подготовку родителей к использованию технологий формирования здоровья. Педагогический коллектив провёл целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих дидактизм, так, как ДОУ, выполняя многообразные функции, не только осуществляет пропаганду физической культуры, поддержания здорового образа жизни, но и активизирует «работу» по осуществлению обратной связи с родителями. При анкетировании родителей на вопрос «Каким формам взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаёте предпочтение?» Были предложены следующие варианты ответов:
-общее родительское собрание-17%;
-групповые родительские собрания с воспитателями- 30;
-групповое родительское собрание с приглашением специалистов-58;
-клуб-38;
-совместные мероприятия «в игровых и соревновательных формах»-35;
-индивидуальные консультации, беседы с воспитателем, специалистами-76;
-родительские собрания с включением открытых мероприятий-67%;
Исходя из полученных результатов мы сделали вывод, что наиболее приемлемые формы взаимодействия ДОУ с семьёй - родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, а также занятия в семейном клубе. Выбранные родителями формы взаимодействия мы решили объединить в систему, отойдя от практики стандартного набора занятий.
Таким образом, получить практическую помощь мамы и папы могут в организованной нами школе для родителей. А так как сохранение и укрепление здоровья ребенка является главной задачей ДОУ и семьи, то школу для родителей было решено назвать «Малая академия здоровья».
Школа для родителей
«Малая академия здоровье»
Цель: реализация дидактического принципа единства требований к осуществлению физического воспитания в ДОУ и семье.
Задачи:
-осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с целью повышения педагогической компетенции;
-активизировать «работу» по осуществлению обратной связи с родителями;
-формировать у родителей способность адекватно оценивать возможности ребенка и в соответствии с этим ставить реальные задачи его дальнейшего развития;
-развивать понимание необходимости опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с детства.
Принцип организации и проведения
Принцип диалогизации взаимодействия, т. е. межличностного общения, основанного на взаимном уважении и полном доверии участников.
Предполагаемый результат:
-повышение педагогической компетенции родителей как условие оптимизации влияния семьи на ребенка;
-формирование у детей интереса к занятиям физической культурой;
-оптимальный эффект обратной связи «коллектив ДОУ – родители». В ходе занятий могут проводится индивидуальные консультации, если в этом возникает необходимость, возможны также дополнительные индивидуальные задания для родителей. Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий, использования технического оснащения. Таким образом, «Малая академия здоровья»- составная часть системы по приобщению к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса. В работе с родителями используем продуктивные (личностно-ориентированные) технологии, одной из характеристик которых является доминирование интерактивных методов. Метод в педагогике интерпретируется как способ целенаправленного взаимодействия для решения педагогических задач, т. е. для развития. В понятии «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер»- между «акция»- усиленная деятельность. Таким образом, интерактивные методы мы определяем как способы целенаправленного усиленного межсубъективного взаимодействия педагогов и родителей по созданию оптимальных условий повышения педагогической компетенции. Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является «взаимодействие». Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью общения участников, обмена опытом, сменой и разнообразием форм и приёмов и т. д. Реализация интерактивных педагогических методов направлена на изменения, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Проанализировав практику интерактивного педагогического взаимодействия, мы выделили его основные признаки:
-полилог;
-диалог;
-мыследеятельность;
-смыслотворчество;
-рефлексия.
Рассмотренный опыт продуктивного общения ДОУ и семьи отражает лишь часть возможных форм совместной работы. Эффективно организованное сотрудничество даёт импульс к взаимодействию с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, Таким образом, поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает дальнейшее повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций физического воспитания в семье. Можем с уверенностью сказать, что наше ДОУ выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализация преемственности физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье дошкольников и их ориентацию на здоровый образ жизни.