Шатохина Евгения Александровна
Консультация «Взаимодействие с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями
Типичные недостатки взаимодействия педагогов ДОО с родителями
Взаимодействие дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) с семьями детей необходимо и продиктовано практикой воспитания. К сожалению, часто можно наблюдать отсутствие согласованности между родителями (законными представителями) и педагогами ДОО.
Публикация «Консультация „Взаимодействие с родителями“» размещена в разделах
Так, педагоги испытывают сложности в налаживании контактов и осуществлении взаимодействия с так называемыми трудными родителями. К ним относятся высокомерные, не воспринимающие воспитателя как авторитетное лицо, безразличные к работе ДОУ, пассивные родители. Они излишне "пекутся" о своем ребенке, переоценивают его способности.
Некоторые родители не понимают значения дошкольного образования, не уделяют должного внимания воспитанию ребенка. Есть родители, имеющие индивидуальные характерологические особенности, затрудняющие установление контакта.
Кроме того, отмечаются недостатки в организации общения педагогов с родителями в ДОО. К ним относятся:
• недооценка педагогами роли семьи в воспитании детей;
• отсутствие установки на сотрудничество;
• различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий;
• стихийность построения общения;
• неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями.
Рассмотрим их подробнее. В практике работы ДОО еще не изжит менторский подход воспитателей по отношению к членам семьи воспитанников, наблюдаются самые разные варианты взаимоотношений с родителями, проявляющиеся в несогласованности, диктате и мирном сосуществовании, антагонизме и конкуренции. Определенная категория педагогов не столько ищет в общении с членами семьи способов сближения, сколько повода указать им на просчеты в семейном воспитании. Не умея тактично, продуманно и аргументированно вести диалог, они сами не получают удовлетворения контактами с родителями и вызывают соответствующее к себе отношение.
Педагоги часто ориентируются на "среднего" родителя, не дифференцируют условий семейного воспитания по составу семьи, отношению родителей к воспитанию, их педагогическим возможностям, общей культуре, образованию, возрасту. Однако в современных условиях воспитатели и родители не только сравнялись по уровню культуры и образованности, но нередко оказывается, что родители значительно превосходят по этим показателям дошкольных работников.
Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в ДОО на семейные условия. Между тем задача педагога состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. Недоверие – это главное препятствие к установлению доброжелательных отношений.
Вместе с тем педагоги испытывают трудности, связанные с низкой заинтересованностью родителей, низким социальным статусом профессии воспитателя. Часто родители не знают специфики труда воспитателя, и общение строится на уровне взаимных претензий.
Отсутствие установки на сотрудничество у родителей может быть связано с недоверием к компетентности воспитателя, с тем, что они не видят в педагогах квалифицированных специалистов, готовых оказать им помощь в решении воспитательных задач.
У некоторых воспитателей отмечается неумение ставить конкретные задачи в организации взаимодействия с родителями, выбирать адекватные методы. В итоге общение строится стихийно, без опоры на какую-нибудь систему теоретически и экспериментально обоснованных принципов отбора содержания и методов. Между тем от их правильного выбора во многом зависит как характер, так и результаты контактов между педагогами и членами семьи воспитанников.
Кроме того, воспитателям часто недостает знаний основ медицины, санитарии, гигиены, социологии, психологии, педагогики семьи и семейного воспитания, семейного права, общепсихологических подходов к пониманию человека человеком.
Таким образом, среди типичных недостатков взаимодействия можно выделить :
• установку педагогов на проведение количества мероприятий, а не на их качество и результативность;
• направление усилий не на совершенствование содержания знаний, а на их распространение;
• акцент на привлечение родителей к участию в различных мероприятиях.