Оксана Остапенко
Взаимодействие ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, педагогов.
Семья играет главную роль в жизни ребёнка. Задача педагога – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Эффективность воспитательной работы воспитателя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на помощь и поддержку.
Публикация «Взаимодействие ДОУ с родителями» размещена в разделах
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал, позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Каждая наша встреча с родителями дает повод к раздумью, вызывает желание анализировать, рассуждать. В последнее время мы пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
«Вопрос о работе с родителями- это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их педминимумом, привлечение их к работе детского сада» - писала Н. К. Крупская. Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, подчёркивала она, Является то, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому нужно как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
Особой популярностью, как у воспитателей, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В своей работе с родителями мы используем следующие нетрадиционные формы:
1. Проектную деятельность и конкурсы.
2. Портфолио.
3. Интерактивные игры, которые особенно полюбились нам и нашим родителям.
Я предлагаю вам сейчас абстрагироваться и на несколько минут отвлечься, поиграв в игру «Устами младенца».
Эта игра позволяет показать родителям насколько хорошо они понимают своих детей, как тесно они с ними общаются. Сравнения объяснений детей в начале года и допустим через 3 месяца, показывают как растет их уровень развития.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение соц. опросов, анкет, тестирования.
«Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.
«Журнал пожеланий» - это журнал, в котором родители по окончании очередного собрания могут записать свои пожелания, направленные на улучшение работы педагогического коллектива детского сада, внести предложения о проведении каких-либо совместных мероприятий.
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
В начале каждого собрания мы проводим опрос или анкетирование в устной форме. Родители отвечают на поставленные вопросы сами для себя, тем самым определяя проблему самостоятельно.
В ходе собрания дается много советов по налаживанию отношений детей и родителей, проведению совместного досуга. Большое внимание уделяется теме о наказании.
Вопросы о необходимости наказаний, либо о воспитании без наказаний до сих пор остаются спорными, есть те, кто за старые дедовские методы, и те, кто против.
Чтобы разобраться с этой проблемой, прежде всего, стоит ответить на следующий очень важный, пусть на первый взгляд и банальный, вопрос: а какова цель наказания? Ответ, несомненно, очевиден: дисциплинировать ребенка, держать его поведение в рамках, контролировать его. Но не унижать, не умалять его достоинства и не издеваться.
Боясь, что наказание будет обязательно травмирующим для малыша, многие родители пускаются в крайность: не наказывают, и ребенок лишается границ и правил, потому что удержать его в границах и правилах становится невозможно. Во всяком случае, в современном обществе, где повсюду демонстрируются нарушения правил и слышны оскорбления, где дети, посещая садик и школу, получают там знания и опыт не только по математике и природоведению, но и знания языка, и не всегда литературного…
Замечательное решение этой проблемы предлагают педагоги нового поколения: наказание должно присутствовать, но оно должно быть не силовым и не унижающим достоинство ребенка. Наказание лишением привилегий, например.
В книге «Дети с небес» предлагается использовать «непослушный» коврик (стульчик, кресло, куда ребенок будет отправляться на несколько минут, чтобы обдумать свой поступок и извиниться. Даже сами слова «ты наказан» действовали на некоторых детей. Если у ребенка нет опыта жестоких наказаний, одной этой фразой можно заставить его задуматься о своем поведении.
Надо найти время для восстановления диалога с ребенком. А для этого, во-первых, признать, что семейная проблема важнее всего на данный момент, остальное может подождать, и, во-вторых, понять, что проблема решаема, что это время будет потрачено с огромной пользой, один раз и навсегда. Тогда все возможно. Тогда и вражда, и ссоры так же легко могут превратиться в дружбу и в любовь, ведь это две стороны одной медали, помните.
РЕФЛЕКСИЯ
И в заключении мне хотелось провести с вами игру, которую я провожу с родителями в конце родительского собрания. Она позволяет сбросить негативные эмоции, поднять эмоциональное настроение. Перед тем как провести игру я говорю о том, что нашим детям порой проще использовать в общении невербальные средства. И предлагаю им сделать это. Давайте проведем эту игру с вами.
Игра «Подарок». По очереди, при помощи невербальных средств вы дарите подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит какой подарок получил.
Интервью для родителей :
1. Чем Вам помогла сегодняшняя встреча?
2. Какая часть вызвала особый интерес?
3. Ваши пожелания на будущее.
Нельзя останавливаться на достигнутом, нужно продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких