любовь царева
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «Математика в стране профессий» с использованием палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
любовь царева
Конспект НОД по Познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе по ФГОС «Математика в стране профессий» с использованием палочек Кюизенера
Автор: воспитатель ГБОУ Школа №368 «Лосиный остров» г. Москва Царева Любовь Николаевна 1 категория 2018г.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС „Математика в стране профессий“ с использованием палочек Кюизенера» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Палочки Кюизенера
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
«Математика в стране профессий» с использованием палочек Кюизенера
Цель: развивать познавательно – исследовательскую, продуктивную (конструктивную) деятельность и логическое мышление детей, используя математические игры с использованием палочек Кюизенера; закрепить умение детей моделировать числа, свойства, отношения, зависимость между ними с помощью цвета и длины. Задачи:
1. Образовательные: - закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10;
- закрепить знания цифр, числового ряда;
- учить соотносить цвет и число, сравнивать числа;
- закрепить умения составлять и решать примеры при помощи палочек Кюизенера, используя логическое мышление; - упражнять в порядковом счёте от 1 до 10 и обратно, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «На котором по счету месте?»; - расширять представление детей о труде взрослых, о разных профессиях; - закреплять умение определять положение предмета относительно себя; - учить создавать плоскостные модели с помощью картинок - схем (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение соотносить нарисованные детали с реальными) с использованием палочек Кюизенера;
- продолжать знакомить детей с симметрией.
2. Развивающие: - развивать активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач; - развивать умение слушать и слышать вопрос;
- развивать зрительную память, воображение, логическое мышление; - развивать общую и мелкую моторику, внимание; - развивать умение играть вместе со сверстниками; - развивать элементарные навыки алгоритмического мышления, способствовать производить действия в уме, выявление и абстрагирование свойств; - развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на плоскости, умение работать по схеме; познавательный интерес;
- развивать фразовую речь в ответах на вопросы; - развивать и обогащать слуховой опыт детей.
3. Воспитательные: - воспитывать умение совместно действовать в игре; - учить детей координировать речь с движениями; - воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться;
- воспитывать самостоятельность, любознательность, доброжелательность, взаимопомощь, умение работать в паре; - воспитывать желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость и целеустремленность; - воспитывать умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарища; - воспитывать интерес к учебной деятельности. Предварительная работа: работа в альбомах с заданиями палочки Кюизенера : «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце.», «Посудная лавка детям 5-8 лет Кростики» и конструирование в них, работа в учебной тетради С. И. Агеевой «Обучение с увлечением». Оборудование: Игрушки: кукла Королева Математики; шкатулка с письмом и заданиями, палочки Кюизенера; цифры, картинки - схемы с заданиями из альбома «Посудная лавка…» игра «Завершаем замысел мастера», карточки с примерами на каждого ребенка, лист с заданием из учебной тетради С. И. Агеевой «Обучение с увлечением» на каждого ребенка, цветные карандаши.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская и продуктивная. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Демонстрационный материал : рисунки предметов, состоящих из палочек Кюизенера, карточки с заданиями, цифры.
Раздаточный материал : счетные палочки, картинки - схемы с заданиями из альбома «Посудная лавка…» игра «Завершаем замысел мастера», цифры, цветные карандаши, листы с заданиями.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Коммуникативная игра: дети проговаривают слова и выполняют движения
(Дети стоят в кругу) Рука другу, рука другу Дают свою руку поочередно друг другу Передай тепло по кругу, Качаем сцепленными руками Мы друг другу улыбнемся, По тексту Дружно вместе повернемся Повернулись к гостям
Доброе утро всем нам! Руки вперед к гостям, улыбаемся Очень рады мы гостям, Теплоту мы дарим Вам!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в сад почтальон принес вот такую шкатулку, интересно, что в ней? Не открывается. А, я догадалась, чтобы она открылась вам нужно ответить на мои вопросы, т. е. провести математическую разминку. Вопросы к детям: Назовите день недели который я пропущу: понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье, (среда)
Назовите лишнее слово, которое я назову: один, два, круг, три, четыре, пять (круг)
Назовите число, которое я сейчас пропущу: 1,2, 3,4, 6, 7, 8, 9,10. (5)
«Назови одним словом» - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; - красный, синий, желтый, черный. Шкатулка открывается, а в ней находится письмо-приглашение от Королевы Математики. Воспитатель: Какой интересный листок, давайте рассмотрим его повнимательнее с титульной стороны. Поворачивает его к детям и задаё т вопросы: Что здесь нарисовано? Дети: Цифры. Разные, цветные.
Воспитатель: А я заметила, что они расположены без всякого порядка. А в пословице говорится: «математика ум в порядок приводит», а уж каждое число в математике имеет свой определенный порядок. Давайте назовём цифры по порядку и укажем их цвет. Дети: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (цифры называются в цвете).
Воспитатель: Кроме цифр здесь что-нибудь нарисовано? ( Дети: Да. Палочки разного цвета.) Это не просто палочки, из них выложено слово «Приглашаем». А вот и письмо. «Дорогие ребята я приглашаю вас в гости в мою математическую страну. Но чтобы со мной встретиться надо выполнить все мои задания с моими любимыми волшебными палочками Кюизенера. Я вам предлагаю увидеть как используется математика в некоторых профессиях. С уважением Королева Математики». Ну что ребята принимаем приглашение Королевы Математики? (Да)
Работа с палочками Кюизенера. Воспитатель: Ребята, садитесь за столы. Давайте вспомним правила поведения в гостях. (Говорить спокойно, не кричать; не бегать, не отходить от взрослых.) Воспитатель читает задания из шкатулки. Задание 1. «По моей математической стране я предлагаю вам передвигаться на необычном поезде из цветных палочек. Сейчас вы будете работать составителем поезда. Наш поезд состоит из голубого, желтого и розового вагонов. При этом: голубой в середине, а желтый не является первым. Расставьте вагоны в указанном порядке (розовый, голубой, желтый)». Дети строят поезд по словесной инструкции и отвечают на вопросы.
Вопросы детям: Который по счету розовый (желтый, голубой) вагон? Сколько всего вагонов в поезде? Сколько мест в каждом вагоне? Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета. Сколько билетов продано в вагон …. цвета? Сколько пассажиров поедет в каждом вагоне? Почему? Как проверить, сколько пассажиров едет в … вагоне? Сколько пассажиров село в каждый вагон на вокзале? ( Ответы детей: в первом вагоне едет 2 пассажира, во втором вагоне едет 3 пассажира. В третьем вагоне едет 5 пассажиров). Сколько всего пассажиров едет в поезде. ( Ответы детей: всего в поезде 10 пассажиров). Для тех, кто сомневается в ответе, его можно проверить, подложив под вагоны полоску оранжевого цвета (10). Дети, всего 10 пассажиров в поезде, нас 12, значит кому-то не хватает места. Что будем делать? Дети нужно прицепить еще вагон (розовый). А кто поведет наш поезд? Дети машинист. (Цвет локомотив– цветная палочка, стоящая вертикально- дети выбирают по желанию.) Занимаем свои места и отправляемся. Упражнение: «Назови соседей» - Степан, в каком вагоне ты едешь? Какой вагон впереди (сзади). В какую сторону едет твой поезд (направо, налево). (Спросить 3-4 детей) Воспитатель: Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем в игру: «Да-нет» - Суп едят вилкой? - На березе растут яблоки? - В пустой вазе есть конфеты? - Сейчас зима? - На руке пять пальцев? - Снег идёт летом? - Понедельник после вторника? - У квадрата есть углы? - День рождения 1 раз в году? - Сегодня четверг? Молодцы! С первым заданием вы справились. Задание 2. А теперь остановка физкультурная. Давайте сначала поиграем в пальчиковую игру.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук-
Вот твое богатство, друг.
А пара это как? (ответы детей)
А теперь давайте разомнем все тело.
Раз, два - рубим дрова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - надо присесть.
Семь, восемь - траву косим.
Девять, десять - поклон отвесим. Задание 3. Игра «Завершаем замысел мастера (симметрия)». Вы сейчас будете конструкторами посуды. Прежде чем изготовить посуду конструкторы делают чертеж. Но мастер-конструктор заболел, и заказ остался выполненным наполовину. Я предлагаю вам его завершить. Вам нужно наложить палочки на чертеж, а вторую половину вы выкладываете самостоятельно симметрично первой». Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Но чаще всего мы сталкиваемся с зеркальной симметрией. Предмет состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. Воспитатель раздает детям картинки - схемы с заданиями из альбома «Посудная лавка…» игра «Завершаем замысел мастера». Воспитатель: Найдите в нижнем правом углу изображение предмета посуды, которое хотел сделать мастер. Какую половинку успел сделать мастер? (левую, а какую половинку будете делать вы? (правую). Работать вы будете в паре. Раз, два, три – начни! Молодцы! Вы замечательно выполнили это задание. Итак, какой предмет посуды у вас получился? (Ответы детей). Задание 4. А теперь я вам предлагаю поработать бухгалтером. Будем с вами мы считать, а наши палочки превратятся в нашего помощника - калькулятор. Воспитатель раздает детям карточки с примерами: 3+6, 3+7, 6+4, 4+3, 4+4, 5+5, 5+4, 3+3, 2+3, 3+5, 2+5, 7+2, 2+8, 6+2, 2+4. Дети решают примеры с помощью палочек Кюизенера, используя алгоритм состава числа, ответ обозначают цифрой. Какая палочка? (белая). Какую цифру обозначает(1) и т. д. до 10. (Повторяют цвета палочек и цифры определяющие их). А теперь будем решать примеры. Пример: 6+4=10. Строим поезд из двух «вагонов» (фиолетовой и красной палочек, и под ними подбираем палочку одинаковой длины, в данном случае, оранжевая палочка обозначает число 10. Задание 5. Скажите, а как называется профессия человека, который рисует картины? Дети: Художник. А я предлагаю вам стать математическими художниками. (Воспитатель раздает листы с заданиями). Возьмите цветные карандаши. В левом нижнем углу найдите цифры в кружочке, закрашиваем их: 1 – синим, 2- желтым, 3- красным, 4- зеленым 5 – голубым карандашами и начинаем творить. Молодцы! Что у вас получилось? Дети: фрукты. Появляется Кукла Королева Математики. Кукла Королева Математики : Здравствуйте ребята. Вы справились со всеми моими заданиями. Молодцы! А вам понравилось путешествовать по моей стране? Что больше всего понравилось? Какое задание было для вас трудным? Какое задание было лёгким? (ответы детей). Молодцы! Вы очень старались. Я вам приготовила подарок, вот эти математические игры, за то, что вы выполнили все задания, молодцы. Ну, а теперь нам пора прощаться. У вас в саду будет второй завтрак, пора есть фрукты! До свидания, ребята, до новых встреч.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 10 до 1. (Дети считают хором)
Вот мы и в детском саду.
Мы в гостях у Королевы побывали,
Многое о профессиях узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад. Рефлексия. Ребята, куда мы сегодня совершили путешествие? Вам оно понравилось? (ответы детей). Чему вы научились новому? Наше путешествие закончилось. Скажем всем, до свидания. Дети прощаются с гостями.
Список использованной литературы
1.«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г. Соответствует ФГОС Т. С. Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015 г. Соответствует ФГОС 2. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? - М. : Изд. ГНОМ, 2012. 3. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. 4. Финкельштейн Б. Б. «Посудная лавка». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С. -Пб. : ООО «КОРВЕТ», 2003. 5. Финкельштейн Б. Б. «На золотом крыльце сидели.». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С. -Пб. : ООО «КОРВЕТ», 2003. 6. Альбом - игра «Дом с колокольчиком» 7. С. И. Агеева Обучение с увлечением. Издательство «Лайда».1995. 8. Интернет ресурсы.