Светлана Лазарева
Лэпбук «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Юные исследователи»
Лэпбук «Юные исследователи» – составная часть проекта
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Публикация «Лэпбук „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» февраль 2021
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. В лэпбуке предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно - экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
• специально-организованное обучение в форме занятий;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая фронтальная.
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Цель работы с лэпбуком : Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Задачи работы с лэпбуком :
1) Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2) Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3) Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
Работа с детьми:
1) Развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
2) Проведение детьми самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в детской лаборатории с использованием лэпбука «Юные исследователи»
Тема занятий-экспериментов Программное содержание Оборудование
Экскурсия в детскую лабораторию Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука» «гипотеза», о назначении детской лаборатории; дать представление о культуре поведения в детской лаборатории. Баночка с подкрашенной водой, бумажные полотенца, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
Какая бывает вода? Уточнить представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы, познакомить с принципом работы пипетки развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. Стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, соломинки для коктейля, песочные часы, алгоритм выполнения опыта «Соломинка – пипетка», ведерки.
Вода – растворитель. Очищение воды. Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. Закрепить правила работы. Сосуды разного размера и формы, вода, стирал. порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растит. масло, пищевые красители, ложки, марля, фито-чай, марганец.
Песчаный конус Помочь определить детям может ли песок двигаться. Песок, плоская емкость, лупы.
Волшебные стеклышки Познакомить с лупой микроскопом, подзорной трубой, биноклем, телескопом, объяснить для чего они нужны человеку. Лупы, микроскопы, мелкие предметы; семена фруктов, овощей; листья деревьев; картинки подзорной трубы, телескопа.
Воздух Расширить представление о воздухе и его свойствах: невидим, без запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, закрепить умение пользоваться чашечными весами, познакомить с историей изобретения воздушного шара. Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, ванилин, чеснок. Воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
Вдох - выдох Расширить представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Вода охлажденная, кипяченая вода, аквариум с рыбками, часы с секундной стрелкой.
Сухой из воды Помочь определить детям, что воздух занимает место. Вода, ёмкость, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).
Что выделяет растение? Помочь детям установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений. Маленький горшочек с растением, большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, лучинка, спички.
Хитрости инерции Познакомить детей с фокусом, основанном на инерции (отличать сырые яйца от вареных). Стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, тарелки.
Зачем человеку глаза и есть ли у глаз помощники? Помочь определить детям,зачем человеку нужны глаза. Помочь определить помощников глаз. Шарф, мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши.
Взаимосвязь органов вкуса и запаха, определение пищи на вкус Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха; научить определять пищу на вкус (не глядя на нее). Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т. д.
Почему дует ветер? Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий- поднимается вверх, он легкий; холодный- опускается вниз, он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки свеча.
Почему не тонут корабли? Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы, веса. Стаканы, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья, спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.
Путешествие капельки Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления детей о значении воды в жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения. Электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус.
Всё обо всём Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе. Стаканы, песок, вода, ложки (чайные, кукольные, столовые, деревянные); песочные часы на 1(3) минуты, оргстекло, кисточки, карандаши, 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкий скотч, несколько банок с консервами, стеклянные банки, пустые жестяные банки из-под кофе, рабочие листы, схемы выполнения опыта.
Твердая вода. Почему тают айсберги? Уточнить представление детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. Стаканы, пластмассовая рыбка; куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
Испытание магнита Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими, показать способ изготовления самодельного компаса. Магниты с разными полюсами, компас, канцелярские скрепки, кнопки, ложки, вилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки-невидимки, детали конструктора Лего, карандаши, ластик, деревянные кирпичи, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка.
Как действуют магниты на предметы Расширить логический и естественнонаучный опт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. Бумажная кукла с одеждой, мед или варенье и другие липкие и вязкие материалы.
Мир бумаги Познакомить детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Вода, квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, ёмкости, ножницы.
Мир ткани Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его уплотнения. Вода, небольшие кусочки ткани, ножницы, емкости, алгоритм действий.
Легкая пластмасса Помочь определить детям свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Вода, изделия из пластмассы (гладкие и рифленые, ёмкость.
«Путешествие в мир стеклянных вещей» Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную активность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. Предметы из стекла.
«Как происходит извержение вулкана?» Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения. Картинка с изображением вулкана; карта России; поддоны, картон, клей, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, листы бумаги для фиксации наблюдений, цветные карандаши, чайные ложки, пипетка.
О «дрожалке» и «пищалке» Познакомить детей с понятие «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
«Как сделать звук громче?» Обобщить представление о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха. Звуки бывают высокие и низкие; звук передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч, музыкальные инструменты из бросового материала, рабочие листы для фиксации опытов.
«Секретные записки» Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления: нагревание, йодная настойка. Лимон, вата, спички, чаша, листы бумаги, кисти, акварельные и гуашевые краски, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, яблоко, помидор, йод, миски, ручки-невидимки.
«Что такое молния?» Познакомить детей с понятием электричество, электрический ток. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством. Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.
«Опыт с металлом и пластмассой» Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. Вода, емкость, металлическая гайка, пластмассовые колпачки, совок, молоток (без ручки)
«Разные отражения» Помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете. Набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.
«Радуга в небе» Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр; расширять представления детей о смешении цветов, составляющих белый цвет, упражнять в изготовлении мыльных пузырей по алгоритму-схеме. Стеклянная призма, картинка «радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала.
«Забавные фокусы» Развивать у детей любознательность, наблюдательность, мыслительные процессы, речевую деятельность в процессе демонстрации фокусов. Чайные ложки, охлажденные в холодильнике, повязка для глаз, 2 настольных зеркала, 2 яблока или пара других однородных предметов, наполненная до краев водой банка, к ее крышке приклеены елочки, деревья, домик, насыпаны блески.