Ольга Сергеевна Лукашук
Лэпбук-новая форма организации образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности»
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Публикация «Лэпбук-новая форма организации образовательной деятельности» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2016
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.
Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:
• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук :
-информативен;
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативной (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.
3. Ребенок старшего дошкольного научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели
Результаты использования лэпбука:
-быстрое запоминание стихов, пальчиковой гимнастики;
-проявление повышенного интереса к содержанию;
-проявление самостоятельности при работе с лэбуком;
-проявление интереса со стороны родителей.
Из чего состоит лэпбук?
Лэпбук состоит из папки формата А4 (в моем случае – это папки из под картона и цветной бумаги, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества вкусно поданной информации.
Что вам понадобится?
- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 (или готовая папка из под чего-нибудь);
- ножницы;
- клей-карандаш;
- цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки;
- двухсторонний скотч (для закрепления крупных деталей);
-принтер;
- безграничная фантазия ;
Как сделать папку лэпбука?
Возьмите плотную бумагу формата А3 или два листа формата А4 и сложите их вот так:
Теперь можно приступать к изготовлению вкладок, окошек, мини-книжек и других деталей вашего лэпбука
Порядок работы по созданию лэпбука.
1. Выбо темы. Тема может быть любая - деревья, насекомые, техника, времена года, праздники и т. д. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука, т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Здесь никаких ограничений нет.
3. Поиск подходящего по возрасту игрового, литературного, художественного материала.
4. Для каждой темы выберите подходящую миникнижки.
3. Вклеивайте вместе с детьми в папку-раскладушку.
А теперь начинайте играть. Предложите одному ребенку или подгруппе детей посмотреть интересную книжку. Рассмотрите ее внешний вид. Пусть дети попробуют отгадать о чем эта книга. А теперь открывайте книжку за книжкой, кармашек за кармашком. Читайте стихи, загадки. Играйте в игры
лэпбук «Правила дорожного движения»(своими руками)
предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.
В лепбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
В него входят следующие развивающие задания:
-Книжка-раскладушка «Загадки о ПДД»
-Кармашек «Раскрась знак»
-Кармашек «Физминутки по ПДД» (кармашек, в котором лежат карточки с физминутками. Физминутки меняются по возрастным группам)
Цель: активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
-Полоски «Вопросы» (викторины по ПДД, постоянно обновляются)
Цель: уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
-Кармашек «Дорожные знаки»(карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД)
Цель: учить детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах.
-Кармашек «Советы светофора»
-Кармашек «Разрезанные картинки»
Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.
-Кармашек «Транспорт»