Светлана Дурдаева
Лэпбук как средство взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию речи детей в условиях дошкольной образовательной организации невозможна без сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя. Педагогическая деятельность учителя-логопеда и воспитателя идет параллельно в рамках календарно-тематического планирования. Поиск новых форм взаимодействия, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали бы образовательные, воспитательные и коррекционные задачи привели нас к технологии Лэпбук. Родиной лэпбуков является Америка. Лэпбук в переводе означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга).
Публикация «Лэпбук как средство взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Значение технологии «лэпбук» для педагогов:
Способствует:
• развитию творческой активности педагогов в процессе создания лэпбука и работы с ним;
• развитию речи у дошкольников через: организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
• оформлению результатов совместной проектной деятельности;
• организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Значение технологии «лэпбук» для ребенка:
Способствует:
• развитию связной монологической речи у дошкольников;
• активизации и обогащению словаря через обучение различным способам словообразования;
• повышению у детей познавательной активности;
• развитию мелкой моторики;
• повышению уровня социализации и коммуникативных навыков;
• повторению и закреплению материала по пройденной теме.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, воспитателя и ребенка.
У детей с ТНР путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Поэтому мы решили использовать технологию лэпбук для решения данных проблем. Поскольку такая интерактивная папка позволяет:
- пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
- ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- речь детей становится более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;
- усиливается самоконтроль за правильным звукопроизношением;
- улучшаются разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь.
- формировать психологическую базу речи;
- совершенствовать мелкую моторику.
Наши лэпбуки:
1. ЛЭПБУК «ЗИМА». В его содержание входит: рассказы по картинкам, стихи о зиме, загадки, изображения зимующих птиц и зверей, звуки зимы (скрип снега под ногами, полозьями санок и т. д.).
2. ЛЭПБУК «МИР ПТИЦ». В нем представлены пословицы и поговорки, загадки, различные задания для любознаек, игры «Какие бывают птицы?».
3. ЛЭПБУК «КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ». Он содержит картинки с описанием различных насекомых, трав, ягод, деревьев, грибов, животных и др.
4. «ЛОГОБУК». В него включены артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики; игры, упражнения и тренинги для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, развития фонематического слуха и связной речи.
5. ЛЭПБУК «АТЕЛЬЕ». Данная интерактивная папка знакомит дошкольников с профессией швеей. Все задания направлены не только на пополнение и расширение словаря по теме «Ателье», но и на автоматизацию звука «Ш». Мы старались подобрать такие игры, чтобы процесс автоматизации звука «Ш» стал более привлекательным и интересным для дошкольников. Также Лэпбук «Ателье» решает следующие задачи: формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики.
Например, в лэпбук «Ателье» входит:
- профиль артикуляции звука [Ш] и правильным артикуляционным укладом при произнесении этого звука, артикуляционная гимнастика.
- игра «Звуковые дорожки» (задача: автоматизация звука «Ш» изолированно). Ребенок ведет пальчиком по дорожке и длительно произносит звук [Ш].
- игра «Слоговые шпульки» (задача: автоматизация звука «Ш» в прямых и обратных слогах). Ребенок перемещает шпульку от буквы Ш к букве А (У, О, И, медленно и четко произносит получившийся прямой слог: «ША» («ШУ», «ШО», «ШИ»). Аналогично наоборот: ребенок перемещает шпульку от буквы А (У, О, И) к букве Ш, медленно и четко произносит получившийся обратный слог: «АШ» («УШ», «ОШ», «ИШ»).
- игра «Посчитай-ка» (задачи: автоматизировать звук [Ш] в словах; учить согласовывать существительные с числительными). Взрослый: «Посчитай предметы от 1 до 6. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. Например: одна шуба, две шубы, три шубы и т. д. "
- лото «Профессия Швея» (задачи: автоматизировать звук [Ш] в словах, в предложение; учить составлять предложения по образцу). Ребенок поочередно рассказывает про каждую карточку с изображением профессиональных инструментов: «Это шпулька. Она нужна швее для работы. А это половник. Он не нужен швее для работы, а нужен повару».
- чистоговорки и скороговорки (задачи: автоматизировать звук [Ш] в предложении; улучшать дикцию дошкольников; формировать интонационно выразительную речь). Взрослый читает чистоговорку, ребенок ее повторяет. Можно предложить ребенку следующие задания: «Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)», «Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)», «Скажи тихо-громко», «Скажи медленно-быстро», «Скажи, выделяя разные слова».
- игра «Что из чего» (задачи: автоматизировать звук [Ш] в предложении; учить образовывать относительные прилагательные). Дошкольник выбирает и выкладывает только ту одежду, которая сшита из нужного материала: «Это платье сшито из шелка». Взрослый: «Если платье сшито из шелка, то оно какое?» Ребенок: «Шелковое платье» и т. д.
- игра «Чудо-кубик» (задачи: развивать фонематический слух; развивать у детей умение определять позицию звука [Ш] в слове). Ребенок бросает кубик, определяет позицию звука [Ш] на той картинке, которая находится наверху. Затем бросает снова и определяет позицию звука [Ш] в других словах.
- составь рассказ (задачи: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; учить составлять рассказ по сюжетной картинке). Ребенок внимательно рассматривает сюжетную картинку и составляет рассказ по ней. Затем раскрашивает картинку.
- перескажи рассказ (автоматизировать звук [Ш] в связной речи; учить пересказывать рассказ). Взрослый читает рассказ, ребенок внимательно слушает. Затем дошкольник отвечает полным ответом на вопросы, слушает еще раз рассказ и пересказывает его.
На наш взгляд, лэпбук – это современная эффективная технология обучения, отличный помощник в работе учителя – логопеда и воспитателя.
Мы активно используем наши лэпбуки и отражаем эту работу в плане.
Такая работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.
Таким образом, такая яркая, красочная, необычная и занимательная форма подачи материала обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний и обеспечивать взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.