Ольга Костылева
Лэпбук как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Костылева Ольга Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории,
МАДОУ «ДС №17 г. Челябинска»
Василий Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Проблема формирования познавательной активности дошкольников очень актуальна в наше время. Обучение развивает детей, прежде всего, своим содержанием. Однако ребенок усваивает новые вещи по-другому. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развитие умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать на определенной основе и получать удовлетворение от найденного решения.
Темочки:
Как добиться того, чтобы ребенок лучше запоминал материал, проявлял интерес и самостоятельность в изучении той или иной темы? Всем известно, что лучше всего запоминать то, что ярко, интересно, эмоционально окрашено. Когда ребенок сам действует с предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в работе с детьми следует уделять приоритетное внимание практическим методам.
Одним из способов достижения этой цели является использование лэпбука. Лэпбук - это современная технология образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития самостоятельности и познавательной активности.
На первый взгляд, это ново и неизвестно, но на самом деле это оказывается технологией, сочетающей в себе многие ранее выполненные действия. Если переводить буквально, то лэпбук - это книга у вас на коленях. Ее также называют тематической папкой, которая представляет собой самодельную интерактивную папку, которую ребенок может вынимать, перемещать и складывать. В нем собраны материалы по определенной теме. Или по-другому - лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширение не только кругозора, но и формирование навыков и способностей ребенка.
Главная ценность лэпбука в том, что он позволяет ребенку быть участником всего процесса, на любом из его этапов.
Прежде чем мы приступим к созданию лэпбука, мы сталкиваемся с вопросом «С чего начать?».
Определившись с темой будущего лэпбука, приступаем к подготовительному этапу работы. Мы готовим основу и составляем макет.
После того, как нашли всю необходимую информацию, собираем лэпбук в натуральную величину.
Как все уже знают, что весь материал к лэпбукам размещается в :
-стандартные кармашки;
-обычные и фигурные конверты;
-кармашки-гармошки;
-кармашки-книжки;
-окошки и дверцы;
-вращающиеся детали;
-высовывающиеся детали;
-карточки; стрелки; пазлы;
-чистые листы для рисования.
Польза лэпбуков в работе с детьми заключается в том, что они помогают быстро и эффективно усваивать новую информацию и закреплять то, что они узнали, в увлекательной и игровой форме, а также информировать родителей об определенной теме.
Работа с лэпбуками подходит как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми. Ребенок может по желанию систематизировать информацию по изучаемой теме и лучше понимать и запоминать материал, развивая таким образом творческие способности и коммуникативные навыки. Также учитываются индивидуальные способности детей (предлагаются задания различной сложности, позволяющие интегрировать различные виды детской деятельности (речевую, познавательную, игровую). Это отличный способ закрепить материал. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и радостно повторяет.
Процесс создания лэпбука очень интересен и увлекателен, главное - подумать о том, как организовать совместную работу. Результат будет выше, если вы будете активно работать и вовлекать детей в сбор иллюстраций, стихотворений, загадок на тему, изготовление мини-альбомов, различных тематических кармашков. Живое общение мотивирует на успешный результат работы. Рассмотрим, какие дополнения к сезонным ноутбукам возможны с участием детей.
Если вы сможете изначально взять готовые загадки, то потом можно будет заменить их теми, которые ребенок придумает и сделает сам.
Результатом изучения темы перелетных птиц стала книга «График прилета птиц на Южный Урал», где ребенок сам подписал названия птиц и месяц, когда она прилетела.
Иллюстрации времен года известных художников были заменены книгой «Приметы весны». Дети самостоятельно заполняют «Календарь наблюдений за погодой», иллюстрации к книге «Весенний букварь», составляют ребусы.
Дети собрали «Рецепт блинов» для лэпбука «Масленица», где нашли все необходимые ингредиенты для приготовления из журналов и брошюр. На таких занятиях ребенок научится самостоятельно находить, собирать и систематизировать необходимую информацию, формируя навыки дальнейшего школьного обучения. Эффективное использование этой образовательной технологии привело к явным положительным изменениям в когнитивном развитии детей, к личностному росту дошкольников. Речь дошкольников стала богаче, пополнился их словарный запас.
Таким образом, мы видим, что метод лэпбука актуален и очень эффективен. С помощью этого метода развиваются интересы детей, любознательность и познавательная мотивация; формируются познавательные действия; развиваются воображение и творческая активность; формируется целостная картина мира и расширяются горизонты.