бортникова марина
Лэпбук как средство развития любознательности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2018
Содержание
Введение ….….3
1. Теоретические основы развития любознательности старших дошкольников…5
2. Лэпбук : общая характеристика понятия, формы работы с пособием…. 7
3. Использование лэпбука в развитии любознательности старших дошкольников (из опыта работы…9
Заключение….11
Список литературы…. 12
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Лэпбук как средство развития любознательности старших дошкольников» размещена в разделах
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении любознательности детей. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. Однако как показывает практика делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.
Развивающая педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать по определенному признаку, получать удовлетворения от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Объект работы: Развитие любознательности старших дошкольников
Предмет работы:
Лэпбук как средство развития любознательности старших дошкольников
Гипотеза:
Можно предположить, что развитие любознательности старших дошкольников возможна, при выполнении следующих условий:
систематическое использование ЛЭПБУКА в образовательной деятельности,
свободного доступа ЛЭПБУКА для детей,
формирование устойчивого интереса дошкольников для создания и использования ЛЭПБУКА.
Цель работы: Изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить литературу и другие информационные источники по теме работы.
• Раскрыть понятие средства обучения у детей дошкольного возраста.
• Создание ЛЭПБУКА в детском саду, практическое применение в педагогической деятельности.
1. Теоретические основы развития любознательности старших дошкольников.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми - «ЛЭПБУК».
«ЛЭПБУК» - сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга»(lap- колени, book- книга). В настоящее время он широко используется в детских садах и школах Америки. «ЛЭПБУК» - представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини - книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал.
«ЛЭПБУК»- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, «ЛЭПБУК» дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование «ЛЭПБУКА» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Воспитательная функция «ЛЭПБУКА» состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с «ЛЭПБУКОМ» является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может ЛЭПБУКА носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
2. Лэпбук : общая характеристика понятия, формы работы с пособием.
Создание «ЛЭПБУКА» развивает творческие способности детей, их воображение.
«ЛЭПБУК» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
«ЛЭПБУК» хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает «ЛЭПБУК» по нужной теме и повторяет материал.
Этап создания «ЛЭПБУКА» :
1. Выбор темы.
2. Составление плана будущего «ЛЭПБУКА»- необходимо определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета: - это необходимо для дальнейшего оформления «ЛЭПБУКА»
4. Оформление.
Как изготовить ЛЭПБУК?
Для работы над ЛЭПБУКОМ подходит все : и цветная бумага, цветная бумага для принтера, как вырезанные, так и самостоятельно нарисованные картинки, рукописные так и напечатанные тексты.
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Итак, для изготовления ЛЭПБУКА нам понадобиться какой-то плотный материал или картон.
Нужно взять лист картона, согнуть на несколько частей, придать форму книжки или шкафа, причем двери могут быть как симметричные или ассиметричные. При необходимости обклеить бумагой или самоклеящейся пленкой. Сделать различные кармашки разной формы и величины. В каждом кармашке - игра, или набор материалов по теме
Изготовить игры, направленные на развитие любознательности в зависимости от темы ЛЭПБУКА.
3. Использование лепбука в развитии любознательности старших дошкольников (из опыта работы).
Тема: «Зимушка-зима».
Предлагаю Вашему вниманию мой ЛЭПБУК по теме : «Зимушка – зима». Это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Это интерактивная папка, имеющая массу достоинств.
ЛЭПБУК (LAPBOOK) в переводе с анг. значит «Наколенная книга» LAP- колени, BOOK- книга. Это самодельная папка, которую ребенок может разложить у себя на коленях.
ЛЭПБУК помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание ЛЭПБУКА в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденный материал.
ЦЕЛЬ: Создание папки заключается, в том чтобы: Закрепить с детьми признаки времени года, закрепить знание детей по теме недели в соответствии с образовательной программой детского сада и рабочих программ воспитателя, расширять и закреплять знания детей о диких животных, птицах, как они готовятся к зимовью, способствуют развитию памяти, мышления через игру, упражнение, формирует умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её, развивает мелкую моторику, воспитывает любовь к окружающему миру, носит индивидуальный, парный и групповой характер в работе с детьми, рассчитан на детей второй младшей группы.
В мой «ЛЭПБУК» вошли следующие элементы:
Календарь природы, признаки зимы, зимние приметы;
Конверт с изображением «перелетных птиц», «чем угостить птиц зимой?», «Какие звери впадают в спячку?»;
Конверт «Зимняя одежда».
Конверты: «Зимние стихи», «пословицы и поговорки», «загадки о зиме», «рифмовки».
Дидактические игры: «Чьи следы?», «Чей хвостик?», «найди тень», «Собери картинку», «Найди такую же».
Конверт с картинками: «Зимние забавы», «Картины художников о зиме».
Кармашек с пальчиковыми играми о зиме, зимними видами спорта. Кармашек с подвижными играми - зимняя тематика.
После изготовления всех элементов был создан макет, принято решение о расположении всех частей «ЛЭПБУКА».
В моей книжке- раскладушке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать по-своему и главное совместно с детьми. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.
Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратиться к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При изучении литературы и других информационных источников по теме работы мы выделили что ЛЭПБУК – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы. Которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может ЛЭПБУКА носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой.
Мы создали ЛЭПБУК в детском саду. Практически применили его в педагогической деятельности, такая необычная подача материала привлекла внимание детей, и они еще раз возвращались к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.