Лариса Григорова
Изобразительная деятельность как значимая часть работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность как значимая часть работы по экологическому воспитанию дошкольников
Экологическое воспитание дошкольников является ведущей темой работы нашего сада. Это тем более актуально, что 2017 год был объявлен годом экологии в России.
Публикация «Изобразительная деятельность как значимая часть работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современных государственных образовательных стандартах в качестве основных заложены формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, формирование художественного вкуса, творческого воображения, способности к сопереживанию.
Важно не только познакомить детей с окружающим миром природы, но и подготовить их к правильному взаимодействию с этим миром. Экологическое образование подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Мало знать названия растений и животных – нужно осознавать последствия своих поступков при общении с ними. Мало научиться любоваться красотой природы – нужно знать, как её сохранить. Главное правило экологически грамотного человека – не навреди – ребенок не сможет усвоить, если не будет развита его эмоциональная сфера, способность к проявлению эмпатии.
Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка: умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, видеть красоту окружающего мира, чему, в свою очередь, способствует художественное воспитание. Оно развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям, служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Таким образом, ИЗО-деятельность, которая мне очень близка, являясь одним из методов художественного воспитания, также является значимой частью работы по экологическому воспитанию.
Я стараюсь использовать все возможности, предоставляемые методиками для развития экологического сознания воспитанников. Освоение разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Продукт любого вида ИЗО-деятельности это всегда отражение впечатлений, полученных ребенком в процессе наблюдения за окружающим миром, природой.
В непосредственно образовательной и свободной деятельности по рисованию, наряду с классическими техниками, я использую и нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Детям младшего дошкольного возраста я предлагала такие способы рисования как:
рисование пальчиками;
рисование ладошками;
оттиск печатками из картофеля.
К концу года дети могли назвать некоторые растения (береза, рябина, ель, ромашка, одуванчик, животных и их детенышей; выделяли наиболее характерные сезонные изменения в природе (зимой выпадает снег, осенью желтеют и опадают листья, весной появляются листья, распускаются цветы). Начали проявлять бережное отношение к природе, изображать отдельные предметы с соответствующим подбором цвета, простые по содержанию сюжеты; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Детей среднего дошкольного возраста я знакомила с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
К концу года дети среднего возраста называли домашних животных и знали, какую пользу они приносят человеку; различали и называли некоторые растения ближайшего окружения; запомнили и могли назвать времена года; старались соблюдать элементарные правила поведения в природе. Дети начали изображать предметы, отчетливо передавая их форму, подбирая цвета; проявили интерес к использованию разных материалов для поделок. Научились передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники. Поэтому планирую использовать в своей работе :
рисование песком, манной крупой;
рисование мятой бумагой;
оттиск воздушным шариком;
печать по трафарету;
монотипию предметную, пейзажную;
кляксографию обычную, с трубочкой;
пластилинографию.
Детям очень нравится такой вид художественного творчества, как изоэкология, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой. Работа с природным материалом, который мы с детьми собираем на прогулке или они собирают с родителями, развивает фантазию, творческие способности детей, трудолюбие, умение видеть и ценить в природе прекрасное.
Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, листа, ракушки, камня). При этом сохраняются её исходные признаки и свойства (конфигурация, цвет, фактура, ребенок лишь добавляет детали, руководствуясь собственной фантазией, усвоенными знаниями и умениями.
Также с большим интересом дети относятся к изготовлению поделок из вторичного материала. Творческие задания на тему «Вторая жизнь вещей» стимулируют фантазию, способствуют повышению уровня экологического сознания не только детей, но и их родителей, а также укреплению детско-родительских отношений.
Планируемые результаты
Я планирую, что к концу года дети будут:
Называть времена года, отмечать их особенности.
Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года.
Знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.
Проявлять бережное отношение к природе.
Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Создаваемые детьми рисунки и поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней, в процессе эстетического переживания дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе и бережное отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты.
Результатом данной работы с детьми будет являться развитие познавательного интереса и речевой активности, различных видов мышления, мелкой моторики рук, сенсорных эталонов, а так же формирование интереса к окружающему миру и природе.
Таким образом, использование в различных видах деятельности нетрадиционной техники рисования, художественного слова, игровых приёмов и методов, поможет достичь высоких результатов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развития их творческих способностей, а так же формирования устойчивой мотивации и потребности в активном познании мира природы.
Автор: Григорова Лариса Алексеевна