Юлия Голиней
Проект «Подкормим птиц зимой» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3»
Проектная деятельность в детском саду
Учебный мини — проект по «Познавательно — речевому развитию» на тему: «Подкормим птиц зимой»
для детей 2-й младшей группы
Подготовила воспитатель 1-й квалификационной категории Голиней Юлия Ильинична
г. Сергиев Посад, 2017 год
Проект «Подкормим птиц зимой»
Публикация «Проект „Подкормим птиц зимой“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Актуальность проекта : в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах. Необходимо помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц. Вызвать желание у детей помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними. Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Подкормим птиц зимой» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это и помогать птицам в зимний период.
Конкретизировать представление детей о зимующих птицах.
Срок реализации проекта : краткосрочный (неделя)
Тип проекта : познавательно — творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети 2-й младшей группы, родители.
Проблема: Привлечь родителей к совместным с детьми наблюдениям за зимующими птицами, вызвать желание подкармливать птиц зимой.
Цель и задачи проекта :
*Расширить представление о птицах, обитающих в окрестности;
*Привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
*Формировать умение узнавать пернатых по внешнему виду.
*Учить замечать, как птицы передвигаются : ходят, прыгают, летают, клюют корм.
*Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами.
*Формировать представление детей об условиях жизни птиц зимой;
*Формировать желание помогать птицам в зимний период.
*Познакомить детей с зимующими птицами, закрепить знания об отличительных особенностях птиц, дать представление о том, что дикие птицы живут на воле (в лесу, в поле., боятся человека.
*Формировать знание о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке.
*Воспитывать доброе отношение к пернатым, желание заботиться о них, кормить.
*Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
*Развивать у детей познавательный интерес, творческие способности, речь, память, внимание.
*Привлечь родителей к помощи птицам зимой.
*Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.
Планируемые результаты проекта :
Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний о зимующих птицах.
Привлечение родителей к совместной с детьми проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.
Сроки и этапы реализации проекта :
I этап — подготовительный
Постановка цели, задач.
Знакомство родителей с темой проекта : «Подкормим птиц зимой».
Подбор методической и детской художественной литературы для чтения, демонстрационного материала.
Изучение материалов по теме, беседы с детьми и родителями, изготовление кормушек.
Разучивание с детьми стихов, загадок о птицах.
Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
II этап — основной (практический)
Внедрение в непосредственно - образовательную деятельность методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах.
Продуктивная деятельность детей.
III этап — заключительный.
Работа с родителями:
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц) Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад (для группы как наглядный материал).
Рекомендации родителям какую литературу читать детям дома, как знакомить детей с птицами, чем подкармливать.
Разработка занятия с детьми на прогулке. Тема: «Подкормим птиц зимой».
Подведение итогов работы.
Перспективное планирование работы с детьми по проекту по дням недели.
Понедельник
23.01.2017
НОД. Развитие речи. Тема: «Как мы птичек кормили» (составление рассказа по сюжетной картине) Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя, принимать участие в рассказывании: добавлять слова; заканчивать фразу, начатую педагогом.
Чтение художественной литературы: С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», О. Григорьевой «Синица», Ю. Никонов «Зимние гости», чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Беседа: «Птицы зимой». Цель: активизировать знания детей о птицах.
Подвижные игры на прогулке: «Собаки и воробьи», «Птички в гнёздышке». Цель: формировать представления о поведении птиц, их движениях.
Дидактические игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Найди, что назову», «Найди пару».
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Цель: познакомить детей с зимующими птицами, с особенностями внешнего вида.
Прогулка. Наблюдения за воробьями: Беседа «Воробьи» Цель: Формировать представления о воробьях, их отличительных признаках (маленький, серенький.).
Вторник
24.01.2017
НОД. Лепка «Зернышки для воробья» Цель: продолжать знакомить с пластилином и его свойствами.
Беседа: «Кто заботится о птицах», «Какую пользу приносят птицы». Цель: воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Воробьи и голуби» Цель: развивать координацию движений при беге и имитационной игре.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Воробей».
Разучивание пальчиковых игр, физкультурных минуток по теме.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Какая птица больше?» Цель: развивать мышление и внимание, умение классифицировать предметы по одному признаку, определить какая птица больше (ворона, воробей.).
Сюжетно - ролевая игра: «Птичий двор» Цель: развивать правильное звуковоспроизведение.
Чтение потешек и загадок о птицах : «Ворона, ворона, куда летала?». Цель: воспитывать умение слушать потешку.
Наблюдения на прогулке за птицами. Цель: обобщать представления детей о птицах. Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Среда
25.01.2017
НОД. Рисование «Птички» Цель: Вызвать интерес у детей к изображению птиц.
Беседа: «Птицы зимой» Цель: расширить знания детей о жизни птиц зимой.
Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Зимующие и перелётные птицы». Цель: развитие координации движений, бег.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Назови части тела птицы». Цель: развитие внимания, воображения.
Рассматривание картинок по теме: «Зимующие птицы». Цель: формировать представление о птицах, их внешнем виде, основных частях тела.
Чтение стихотворений о птицах, заучивание их наизусть.
Наблюдения на прогулке: «Птицы летают». Цель: Учить замечать, как птицы летают.
Четверг
26.01.2017
НОД. Аппликация. Тема «Снегири». Цель: учить составлять заданный предмет из нескольких частей. Располагать его в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать детали.
Беседа: «Как нужно помогать птицам?», «Почему необходимо кормить птиц зимой?». Цель: расширить знания детей о жизни птиц зимой, о питании, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Птички и автомобиль». Цель: умение действовать по сигналу, координация движений.
Чтение художественной литературы по выбору детей.
Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Цель: развитие внимания.
Сюжет но - ролевая игра: «Птичий двор» Цель: развивать правильное звуковоспроизведение.
Чтение загадок о птицах. Отгадывание загадок про птиц.
Наблюдения на прогулке за птицами. Беседа: «Воробьи». Цель: формировать представления о воробьях, их отличительных признаках (маленькие, серого цвета). Очищение кормушек от снега. Подкармливание птиц.
Пятница
27.01.2017
НОД: «Познавательное развитие» : «Птицы зимой». Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц».
Беседа с детьми: «Зимующие птицы». Цель: формирование у детей экологических знаний о зимующих птицах.
Подвижные игры: «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль» Цель: развивать умение действовать по сигналу, координация движений.
Чтение загадок, пословиц про птиц.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Назови птицу».
Рассматривание картинок с изображением птиц, книг, иллюстраций.
Наблюдения на прогулке:«Снегири» Цель: формировать представления о снегире, его отличительных признаках (маленький, красная грудка.).
Разработка конспекта - занятия по «Познавательно — речевому развитию» на тему: «Подкормим птиц зимой».
Результаты реализации проекта :
У детей расширился кругозор. Повысился процент детей с высоким и средним уровнем знаний о зимующих птицах. Родители воспитанников привлечены к сотрудничеству и взаимодействию. У детей сформированы представления о зимующих птицах, доброе отношение к птицам, желание кормить птиц. Родители приобрели декоративную кормушку для группы как наглядный материал.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад №3»
Конспект
Занятия с детьми 2-ой младшей группы по «Познавательно — речевому развитию на тему: «Подкормим птиц зимой» (на прогулке)
Подготовила воспитатель 1-й квалификационной категории
Голиней Юлия Ильинична
г. Сергиев Посад, 2017 год
Занятие «Подкормим птиц зимой» (занятие проводится на улице)
Программное содержание. Расширить представление о птицах; формировать знания о том, какие птицы чаще всего прилетают к кормушке. Чем их надо подкармливать; воспитывать доброе отношение к пернатым, желание заботиться и кормить птиц. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представление о зимующих птицах.
Материалы: Кормушка на улице, корм для птиц (крошки хлеба, пшено, семена подсолнуха, обручи для игры.
Предварительная работа. Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Подвижные игры: «Птички и птенчики», «Птички в гнёздышке», «Воробушки и кот», «Собаки и воробьи». Рассказ о птицах, беседа: «Какие птицы прилетают к кормушке? Что птицы клюют?»
Ход занятия
Выйдя с детьми на участок, воспитатель предлагает им подойти к кормушке для птиц.
Воспитатель. Ребята, когда я шла в детский сад, то видела птиц. Они сидели на деревьях нахохленные. Почему? Как вы думаете?
Дети (одновременно). Им грустно. Им холодно. Никто их не кормит.
Воспитатель. Как вы думаете, им трудно найти пищу в городе?
Дети. Да!
Воспитатель. А что они кушают?
Дети. Зёрнышки, хлебные крошки, семена растений.
Воспитатель. А что ещё они кушают? Ягоды они кушают? Зимой на деревьях остаются какие нибудь ягоды?
Дети. Рябина, смородина.
Воспитатель. А вот у нас под окнами яблоня растёт. Нужна она птицам? Каким птицам она нужна?
Дети. Воронам, воробушкам, голубям, снегирям, синицам.
Воспитатель. Птицы довольны, когда они покушают. Им становится теплее.
Воспитатель. А где птицы едят?
Дети. В кормушках.
Воспитатель. Если мы будем каждый день в одно и тоже время класть еду, будут ли птицы прилетать к кормушке?
Дети. Да.
Воспитатель. Да, конечно. А когда же надо начинать подкармливать птиц? С какого времени года?
Дети. С осени.
Воспитатель. Конечно, уже осенью птицам не хватает пищи.
Воспитатель. Ребята, а для чего нужны птички в природе?
Дети. Они чирикают.
Воспитатель. Правильно,чтобы пели песенки.
Воспитатель. Для чего ещё нужны птички?
Дети. Чтобы вредных насекомых кушать, которые портят деревья.
Воспитатель. А как вы думаете, для чего на кормушке крыша?
Дети. Чтобы снег не падал на кормушку.
Воспитатель. Правильно. Крыша нужна для того, чтобы снег не падал на кормушку, а птицы легко могли отыскать корм, так как в снегу корм искать трудно. Зимой птицам сложно найти корм под снегом. Если мы забудем насыпать в кормушку корм, то птицы останутся голодными. Зимой птицам очень сложно выжить без помощи людей.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я возьму немного корма и насыплю на кормушку. Я предлагаю вам немного отойти подальше от кормушки, подождать и посмотреть, какие птички прилетят сегодня на нашу кормушку. Близко к кормушке подходить нельзя.
Воспитатель. Как вы думаете, почему нельзя подходить близко к кормушке?
Дети. Птички будут нас бояться и не прилетят на кормушку.
Воспитатель. Правильно. Поэтому нужно немного отойти от кормушки, на безопасное расстояние. Воспитатель располагает детей так, чтобы им была видна кормушка, а птицы не боялись людей, могли прилететь и спокойно клевать корм.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, птички стали прилетать на кормушку. Постойте и тихонько понаблюдайте, какие птички прилетят на кормушку, что они будут делать.
Воспитатель. Какие птички прилетели на кормушку?
Дети. Воробьи и синички. Воспитатель обобщает ответы детей: на кормушку прилетают разные птицы, в основном маленькие — воробьи и синички. Воспитатель обращает внимание ребят на то, как птицы клюют зернышки и хлебные крошки острым клювом. Как они легко прыгают по кормушке. Предлагает детям взять из пакета ещё немного корма и насыпать его прямо на землю.
Воспитатель. Посмотрите, корм нужно насыпать так, чтобы птички могли его увидеть и достать, поэтому не нужно сыпать зёрнышки в снег. Иногда птички могут ссориться из-за корма. Птицы боятся близко подлетать к человеку, но они хотят кушать и поэтому иногда подлетают близко к людям. Особенно близко к человеку подходят голуби. Если птиц что-то испугает, они быстро улетят.
Воспитатель. Ребята, какие птицы сегодня прилетели к нам на кормушку? (Ответы детей.)
Воспитатель. Какая птичка вам понравилась больше всего? (Ответы детей.)
Воспитатель. Зимой нужно не забывать каждый день подкармливать птиц. Когда наступит весна, им самим легче будет найти корм - червяков, мошек.
Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает сказанное словами поэта А. Чепурнова:
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
Воспитатель. А что будет, если к кормушке по дереву залезет кошка? (Ответы детей.)
Воспитатель. Почему птички быстро улетят с кормушки?
Дети. Птички боятся кошки и поэтому быстро улетают.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Воробушки и кот». Дети- воробушки стоят в обручах по краю площадки. Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из ребят. «Воробушки полетели», говорит воспитатель. «Воробушки» спрыгивают с крыши и, расправив крылья (вытянув руки в стороны, машут ими, бегая врассыпную по участку. «Кошка» спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и пугает «воробышков». «Воробушки» разбегаются. Игра повторяется 2-3 раза.