ВИОЛЕТТА МАРДАНОВА
Конспект НОД по обучению грамоте с использованием мнемотехники «Звук [Б] и буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук [Б] и буква Б
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАЛМИЯБАШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК»
Конспект НОД
для детей разновозрастной группы (4 – 7 лет) по обучению грамоте с использованием мнемотехники
ТЕМА: «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Б], [Б’], БУКВА Б.»
Составила: воспитатель
Марданова В. Ю.
Калмиябаш
2017
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей разновозрастной группы (4 – 7 лет) (обучение грамоте) по теме
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с использованием мнемотехники „Звук [Б] и буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
«СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [Б], [Б’], БУКВА Б.»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»
Форма организации: групповая
Задачи:
Выделять интонационно заданный звук, определять первый звук в слове.
Уточнять произношение звуков [Б], [Б’], находить их в слогах и словах.
Закреплять умения проводить звуковой анализ, давать характеристику звуков.
Закреплять зрительный образ буквы Б.
Закрепить понятие о слоговом составе слова.
Развивать внимание, слухомоторные координации, ориентировку в пространстве.
Воспитывать сотрудничество в работе парами, группами.
Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.
Воспитывать мотивацию к обучению.
Оборудование:
Игрушка Буратино; коллаж на звуки [Б],[Б’], фишки для звукового анализа, индивидуальные зеркала; изображение буквы.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.
Игра «Немые звуки»
Буратино слышал, что вы умеете играть в игру «Немые звуки». Давайте научим и его играть в эту игру. Звуки будет показывать Рома, а вы будьте внимательны. (Ребенок показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)
Звуки, которые мы с вами сейчас проговаривали, как называются и почему? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Буратино вам хочет загадать загадки.
Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.
Не пустует никогда у меня кладовка. (Белка)
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке.
Не мотылёк, не птичка —
Держит две косички. (Бант)
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает. (Барабан)
О каких деревянных подружках идёт речь в данной загадке?
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Как ласково называют барана?
Наш водитель спозаранку
Крутит круглую. (Баранку)
О какой баранке идёт речь?
Почему так называют этот предмет?
Этот сладкий фрукт растет
В жарких странах круглый год.
Очень любят обезьяны
Кушать спелые … (бананы)
Не мычит коровка та,
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
В чёрных точках красный плащ
носит жук. Растеньям - страж.
С вредной тлёй воюет ловко
эта. (божья коровка)
Из скольких слов состоит это слово?
Он сын мамочки рогатой,
Он корове будет братом,
Сдвинет с места грузовик,
Если вдруг захочет (бык)
Скажите, какие звуки встречаются в названиях этих картинок?
Правильно – звуки [Б],[Б’]. Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со звуками [Б],[Б’] и познакомим с ними Буратино.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Ребята давайте произнесём звук [ б] перед зеркалом.
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты.)
- Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются.
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [ б] звонкий.
- Звук [ б] - согласный, твердый, звонкий.
- А звук [ б’]? (Согласный, мягкий, звонкий, губной.)
- Молодцы ребята.
Произношение звука [ б] в связной речи.
- Повторите за мной чистоговорку.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
- Ты на этой потруби.
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
- Дядя, дайте мне трубу,
Бе-бе-бе, бе-бе-бе
- Потрубил я на трубе,
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
- Не нужна уже труба.
Игра «Кто внимательный»
Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.
Когда я назову согласный твердый звук[Б], вы поднимите (синий кружок, а когда – согласный мягкий звук [Б’] (Зеленый кружок). Буратино посмотрит, кто самый внимательный из вас. Б, Б’, Б’, Б, Б, БЯ, БА, БЫ, БИ, АБ, БЕ
Игра «Поймай слово»
- Ребята, вы должны будете хлопками «ловить» слова со звуками [б], [б’].
(Альбом, хобот, буква, кабан, азбука, паук, машина, бант, нос, батон, соболь, бревно, робот, губы.)
- Вы хорошо справились с заданием, молодцы!
Игра «Найди слово»
Назовите слово, где есть два слога, три слога, четыре слога.
Какое слово осталось (бык) Сколько слогов в этом слове?
Составление звуковой схемы слова
А сейчас покажем Буратино, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов. Из цветных фишек выложите слово БЫК? Какой первый звук? Какого цвета выложим фишку? Какой второй звук? Почему положили красную фишку? Какой третий звук? Какого цвета выложим фишку? Сколько всего звуков в слове БЫК.
Физминутка
Шли в страну мы дураков
Шли мы просто так,
Прямо и направо, а потом назад,
А потом обратно, а потом кругом,
А потом вприпрыжку, а потом бегом.
Знакомство с буквой Б
Что мы слышим, произносим? (звуки). Что мы видим, читаем, пишем? (буквы). Давайте все вместе повторим правило: Звук я слышу, произношу, Букву вижу, читаю, пишу. Звуки [Б[, [Б’] обозначаются на письме буквой Б. На что похожа буква Б?
Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Конструирование буквы Б
Раз, два, три, четыре, пять – становись скорей играть
Буратино удивите, в букву все вы превратитесь.
- Построим из пальцев букву «Б».
Указательный с большим
Мы в кольцо соединим
Остальные мы дугой
Над кольцом объединим.
(Дети «превращаются» в букву, показывают букву Б с помощь пальцев. Прописывают букву в воздухе.).
- На доске закреплены буквы (буквы магнитной азбуки из графически похожих В, Ф, Р, каждый из вас подойдет к доске и выберет букву «Б».
Итог занятия:
Вот вы и справились со всеми заданиями. Давайте напомним Буратино, с чем мы сегодня познакомились. Что ново было для вас на сегодняшнем занятии? Какое из заданий вам понравилось выполнять? А когда вы испытали трудности? Буратино очень благодарен вам. Он получил сегодня много знаний, благодаря вам. И в награду за ваши старания он вам дарит золотые ключики, чтобы вы могли открыть двери в страну знаний.