светлана брежнева
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи
Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами из-за нарушения восприятия и произношения фонем с сохранным слухом и интеллектом является фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Фонемный период возникает с одного года и длиться до семи лет.
Публикация «Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Описывая фонематическую систему, необходимо отметить, что она представляет собой совокупность фонем языка, в которой каждая единица определяется соответствующей системой смыслоразличительных признаков. Фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие, представления, фонематический слух являются составляющими фонематической системы [25]. Выделяя функции фонематической системы, хотелось бы опереться на работы В. К. Орфинской. Согласно ее точки зрения, существуют следующие функции фонематической системы :
1. слухопроизносительная дифференциация фонем
2. фонематический анализ
3. смыслоразличительная
В рамках рассматриваемой темы необходимо описать такое понятие, как фонематический слух, который определяется как систематизированный, обеспечивающий возможность идентифицировать фонемы языка. Основными составляющими фонематического слуха являются фонематический анализ и синтез, включающий умственные операции, ориентированные на способность разложить слово на составляющие звуки, подсчитать их количество и определить их места по отношению к другим звукам, а также фонематическое восприятие и представления [89].
К определению фонематического слуха авторы научных работ подходят по-разному. Например, для Н. И. Жинкина, - это способность к анализу и синтезу речевых звуков, различению фонем языка. М. Ф. Львов и Т. Г. Рамзаева дают определение фонематического слуха как тонкого систематизированного слуха, располагающего возможностью реализовать операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический анализ –это умственные операции, направленные на умение разложить слово на составляющие звуки, умение подсчитать их количество, места по отношению к другим звукам. Фонематический анализ может быть простым и сложным [56-60].
Говоря об определении фонематического анализа, необходимо отметить позицию Н. Г. Алтуховой, которая описывает его как определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, определение звуков по их качественным характеристикам [45].
В. К. Орфинская считает, что простые формы фонематического анализа, у детей дошкольного возраста возникают с 4-5 лет спонтанно, а сложные формы фонематического анализа появляются с шести лет в процессе специального обучения.
В. К. Орфинская распределила виды фонематического анализа : определение первого и последнего звука, определение наличия или отсутствия звука, определение места, количества и последовательность звуков в слове, определение места звука в слове по отношению к другим звукам [15].
Следующая функция фонематической системы - фонематический синтез –это умственные операции, направленные на умение соединять звуки в целое слово. Т. Г. Егоров, считают, что фонематического синтеза не уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.
Говоря о фонематическом восприятии, отметим позицию Д. Б. Эльконина, который описывает его, как навык выделять отношение звука к началу и концу слова, определять последовательность звуков, умение определять количество звуков в слове. Он отмечает, что операции по анализу звуковой структуры слов формируются в процессе соответствующего обучения слове, умение определять сколько слогов в слове, сколько в нем звуков, какой звук стоит в начале, середине и конце [63].
Фонематические представления развиваются на основе фонематического синтеза и восприятия. Фонематические представления – это умение осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений [17-20].
Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят значимое место фонематическому восприятию. Основным моментом в систематической коррекционной работе является развитие фонематических процессов у детей, значительно улучшается фонематический слух, фонематическое восприятие, представления и звуковой анализ и синтез.
Без достаточного формирования фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем прослеживается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия могут быть различными и выделяют следующие его уровни:
1. Первичный уровень. Фонематическое восприятие нарушается первично. Освоение звуковым анализом сформированы недостаточно.
2. Вторичный уровень. Фонематическое восприятие нарушается вторично. Вследствие двигательных и анатомических дефектов органов речи обнаруживаются нарушения речевых кинестезии. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие -важнейший механизм развития произношения. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Основным признаком фонематического недоразвития речи является пониженная способность к фонематическому анализу и синтезу, отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность звуковой стороны речи выступает на первый план и выражается в следующих ошибках:
Отсутствие и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например, звонкие заменяются глухими, свистящие и шипящие заменяются звуками «т»,» д». Дети произносят «танки» вместо «санки»,» туба» вместо шуба» и т. д. У детей также не сформирован процесс различения звуков, и вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит неотчетливый звук, например, вместо «Ч» и «Т» произносит смягченно «Ч» и т. д.
Наблюдается нестойкое употребление звуков в речи. Дети по специальному заданию произносят звуки, но в самостоятельной речи не употребляют или заменяют, например, ребенок правильно произносит слова «зима»,» снег», но в речи наблюдается смешение звуков «З» и «С»,»С» и «Ш»,»Р» и «Л» и т. д.
Также встречаются искаженное, смешанное произнесение звуков.
Большое количество нарушенных звуков наблюдается у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и составляет до 16-20 звуков. Несформированными оказывается шипящие и свистящие, сонорные, звонкие нередко заменяются парными глухими, некоторые пары мягких и твердых звуков, отсутствует непарный мягкий согласный «И»; «Ы». Также встречаются и другие недостатки произношения [17-20].
У детей возникают затруднения при выполнении заданий на коррекционных логопедических занятиях. При предъявлении парных сюжетных картин на различение и узнавание простых фраз, дети допускают ошибки, например, нужно найти картинку на которой пасутся козы, а ребенок указывает на картинку где у сони длинные косы и т. д. Появляются ошибки на различение звуков, слогов, слов, когда логопед проговаривает звуки (слова) парами, предлагая условными сигналами реагировать на одинаковые (разные) слоги (слова, также возникают сложности в подбирании пары картинок к названиям словам-паронимам. Большинство затрудняются в припоминании картинок на заданный звук, придумывание слов, дети могут придумать небольшое количество слов. Самое сложное считается выявление готовности к звуковому анализу и синтезу, заключается в несформированности звукобуквенного анализа и синтеза, дети не могут выделить звук в слове который находится в начале, середине и конце слова, определить количество звуков, составлять слова из заданного количества звуков [15-33].
Наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи, выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п, но выражается все эти признаки нерезко [63].
Особенности протекания высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
внимание характеризуется неустойчивостью, слабо сформировано произвольное внимание, ребёнку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой.
объем памяти может быть сужен, ребенок затрагивает больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал.
у детей преобладает наглядно-образного мышления, могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений [84].
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения, могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т. к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени.
возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно двух- трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения. При планировании и проведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфические особенности детей с ФФН.
Исходя из выше перечисленного выделяют основные задачи коррекционной логопедической работы, формируют произносительные навыки, развивают фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, воспитывают правильно составлять простые и сложные предложения, развивают связную речь путем работы над рассказом, пересказом, формируют словарь и обучают грамоте [93].
Таким образом, можно сделать вывод, что дети данной группы нуждаются в адаптированной коррекционно-развивающей работе, которая учитывает все логопедические, физиологические и психолого-педагогические особенности дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
1.3. Организация и содержание фронтальных занятий в старшей группе для детей с ФФН
Фронтальные занятия проводятся одновременно со всей группой детей и задание выполняют одинаковое для всех.
На фронтальных занятиях планируется активное употребление поставленных ранее звуков в различных видах самостоятельной речи. Наряду с этим создается развитие речевой практики детей в овладении родным языком в коллективных и индивидуальных ситуациях общения. На фронтальных занятиях организуются игры, активные виды деятельности дошкольников, которые играют важную роль в формировании коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи. Количество фронтальных логопедических занятий: в первом периоде – два занятия, во втором – три, в третьем – ежедневно. По заданию логопеда во второй половине дня воспитатель занимается с детьми 30 минут [9-10].
На фронтальных занятиях изучаются звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно.
Фронтальные занятия включают 2 этапа.
На первых этапах закрепляют правильное произношения изучаемых звуков. Лексический материал должен быть разнообразный, насыщенным, исключаются дефектные и смешиваемые звуки, предлагается различные виды заданий на применение раннее усвоенных детьми лексико-грамматических категорий, различные виды заданий на формирование связной речи.
Второй этап –детей учат различать звуки в произношении и на слух. Систематические занятия направленны на формирование фонетической стороны речи и различению фонем родного языка, обеспечивают основу к овладению навыкам письма и чтения [15].
Работа в первом периоде ведется над фонемами, постепенный переход от более легких звуков к сложным звукам, формируют слуховое восприятие и мыслительные операции.
В течение первого периода детей учат утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции и ведется работа по правильному произношению простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, определять наличие звука в начале, конце слова, все задания нужно проводить в игровой форме и с использованием дидактического материала. На занятиях также следует уделять внимание запоминанию слоговых рядов произнося их с различной интонацией, силой голоса, постепенно ряды слогов удлиняются, включают как и прямые, так и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые например: «ка-ак»,тку-ут-ту»»ба-ба-ба»;»ба-ба-ба»,»ба-ба-ба» и т. д. Процесс проговаривание сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов.
Во втором периоде работа направленна на дифференциацию звуков по принципам твердости-мягкости, глухости и звонкости, продолжается работа постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. Детей знакомят с изменением форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.
В тоже время продолжается работа по составлению предложений, их распространению, по вопросам, картинкам, опорным словам, формируют связную монологическую речь посредствам составления несложных рассказов с опорой на наглядность, заучивают короткие рассказы, стихотворения, потешки. Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза, знакомят с терминами «звук», «слог»,» слово»,» предложение».
Третий период обучения.
Фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю логопедом.
Фронтальные занятия воспитателя по развитию речи - 2 раза в неделю.
Главное в этом периоде: закрепить навык употребления поставленных звуков в самостоятельной речи детей и дифференцировать следующие звуки: [л], [р], [л]-[л'], |р|-[р'], |л|-[р], |р'|-|л'], [ч], [Щ], [ч]-[щ];
закрепить лексико-грамматические конструкции, конструкции сложносочиненного и сложноподчиненного предложений в самостоятельной связной речи детей в процессе рассказывания.
Необходимо чтобы дети применяли свободно лексико-грамматические формами, приставочными глаголами, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы, отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью. На фронтальных логопедических занятиях даются упражнения на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза и основной единицей теперь выступает целое слово. В качестве зрительной опоры используются схемы, где короткая полоска — это слоги, а длинные это слово, красными кружочками выделяются гласные звуки, а синие-согласные [65-72].
Таким образом фронтальные логопедические занятия позволяют продуктивно решать задачи совершенствования речи и коррекции ее дефектов, которые являются главными для всех воспитанников группы. Основными направлениями фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи являются : развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Выводы по первой главе
Проанализировав литературу по специальной психологии и педагогике, можно сделать следующие выводы:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент речевого развития ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться все стороны речи-фонетическая, лексико-грамматическая, связная речь, звукопроизношение, фонематические процессы.
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи характерно неправильное произношение звуков, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов, нарушение фонематического слуха, восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза, выделение первого звука в начале, середине, конце слова, из стечения звуков, определить количество и составить слова из заданного количества звуков, припоминание и выделение картинок на заданный звук.
Таким образом, чтобы преодолеть все эти нарушения речи проводится коррекционная логопедическая работа, направленная на развитие звуковой культуры речи и фонематического восприятия, на формирование лексико-грамматических представлений, связной речи, обучение грамоте. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное переход от простого к сложному, но с обязательной опорой на то, что ребенок закрепил тот материал достаточно хорошо. Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но овладеть навыками чтения и письма, а это значит подготовить их к обучению в школе