Нина Барыкина
Понятие малых форм физического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
. Понимание малых форм физической культуры
Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки. По данным министерства образования и министерства здравоохранения РФ общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижается к старшим классам [16].
Систематические физические занятия оказывают положительное воздействие на здоровье ребёнка. Во все времена была известна польза физической культуры.
Публикация «Понятие малых форм физического воспитания» размещена в разделах
В современных условиях человек меньше двигается, а значит его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно активны, из-за чего быстро стареют. Ухудшающая экология и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослабеванию организма, в результате человек начинает болеть. Чтобы этого избежать необходимо постоянно тренировать организм, заниматься физкультурой и спортом [16].
Физическое совершенство – это прежде всего высокая степень развития у человека физических качеств : сила, выносливость, быстрота и т. д.
Н. В. Савин понимает физическое воспитание как «педагогический процесс, который направлен на морфологическое и функциональное совершенство организма человека, формирование и улучшение его основных жизненно важных двигательных умений и связанных с ними знаний» [27].
В физической культуре применяют разнообразные формы занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста: утренняя гимнастика, физкультурные минутки, физкультпаузы, общая физическая подготовка, оздоровительный бег и оздоровительное плавание, степаэробика, акваэробика и другие [16].
Основными методами в коррекционной школе являются малые формы физической культуры, которые отличаются от крупных узкой направленностью, небольшой протяженностью во времени.
Значение этих форм возрастает тогда, когда физкультурная активность учащихся в конкретных условиях жизни ограничивается преимущественно ими. Ю. М. Николаев делает вывод, что нельзя только на них надеяться для достижения физического развития учащихся на это способна только цельная структура по физической подготовке в том числе малые формы, они вносят большой вклад в это целое. Методика построения малых форм занятий не может не зависеть от уровня подготовленности занимающихся, их возрастных, индивидуальных и других особенностей, а также от внешних обстоятельств. Более же всего ее специфика обусловлена конкретной направленностью занятия и его местом в общем режиме жизнедеятельности учащихся [19, с. 2-10.].
Необходимо выяснить что же такое физическая нагрузка - это определённая мера влияния физических упражнений на организм.
Доза нагрузки – это определённая величина её объёма и интенсивности.
В. С. Кузнецов и Г. А. Колодницкий справедливо считают, что интенсивность нагрузки можно определить по темпу и скорости движения, ускорения, по частоте сердечных сокращений [16].
Чтобы занятия физкультурой в целом приносили максимальную пользу необходимо систематически контролировать состояние занимающихся.
Воспитание детей с умственной отсталостью осложняется нарушениями их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Это обусловливает использование специфических организационных форм и методов воспитательной работы во вспомогательной школе, ее коррекционную направленность.
Во вспомогательных школах имеются благоприятные условия для повседневного планомерного руководства всесторонним развитием детей, так как в большинстве своем это школы-интернаты, в которых дети проводят внеурочное время под наблюдением воспитателя.
Т. И. Пороцкая, описывая опыт работы в коррекционной школе – интернате, отмечает, что целенаправленная организация внеклассной воспитательной работы способствует развитию и реализации возможностей умственно отсталых школьников, повышению их активности и самостоятельности, выработке навыков культурного поведения, т. е, коррекции недостатков, присущих этим детям, их социальной адаптации и реабилитации, включению после окончания школы в трудовую жизнь нашего общества [24].
Из выше сказанного можно сказать, что в коррекционных школах ведётся огромная работа на сохранение здоровья детей и включает в себя разнообразные формы, при помощи которых педагоги снимают напряжение с детей во время уроков, дополняют жизнь детей движением.
Во время занятии дети переутомляются, что ведёт к раздражительности и тревожности детей инвалидов, чтобы устранить утомление можно переключиться на другие виды деятельности. На данном этапе большую роль играют физкультурные паузы и динамические перемены.
Н. В. Аверкович описывает физическое воспитание следующим образом : «физическое воспитание – это часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания - занятия физическими упражнениями, закаливание организма, гигиена труда и быта» [2, С. 16-18].
Анализируя разные методические источники, можно обобщить, что чаще всего понимают под формами физического воспитания способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.
Данные форы подразделятся на две группы — урочные и неурочные.
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем с постоянным составом занимающихся.
М. В. Видякин пишет, что «урок – это основная форма физического воспитания. Цель учителя сделать этот урок высокоэффективным. Три урока в неделю это слишком мало для того чтобы дать материал физической культуры, он огромен и разнообразен: учитель должен научить, закрепить, углубить знания учеников, совершенствовать их двигательные, координационные, скоростно–силовые качества. Поэтому для закрепления умений, приобретённых на уроке, необходимо привлекать во внеурочные занятия., внеклассные спортивные мероприятия» [9].
Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы с их помощью решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, считают, что стратегия организации физического воспитания должна разрабатываться с учетом физиологических механизмов становления движения в процессе развития растущего детского организма [13].
Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалистами (организованно, так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др.
К этим формам относятся :
1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика физкультпауза, физкультминутка, микропауза, пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, используете для оперативного управления физическим состоянием в силу своей кратковременности эти формы, как правило, не имеют задач развивающего, тренирующего характера;
2) крупные формы занятий, занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, гимнастикой и др.). Все эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;
3) соревновательные формы занятий, это такие формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность.
Из выше сказанного определим основные формы, которые применяются в коррекционных школах: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки, физпаузы, игры на большой перемене и другие.
И так для подбора упражнений нужно соблюдать возрастные возможности учащихся, как физическим, так и образовательным. Давайте рассмотрим на примере нескольких малых формах рекомендации по побору упражнений.
При проведении утренней гимнастики необходимо соблюдать организационные, гигиенические, педагогические требования. Для проведения утренней гимнастики необходимо предварительно разработать комплексы физических упражнений, определить последовательность выполнения упражнений, их дозировку и предварительно опробовать эти комплексы. Предпочтительны динамические упражнения. Число упражнений комплекса колеблется от 8-12, каждое из них выполняется до 10 раз. Примерная продолжительность утренней гимнастики для учащихся 1-4 классов - 8-10 минут, 5-9 классы - 15 минут. Нагрузка в утренней гимнастике должна быть такой, чтобы после неё ощущать бодрость, а не усталость.
Важно выполнять упражнения в определё нной последовательности: в начале упражнения на потягивания, затем спокойная ходьба, медленный бег, далее следуют упражнения для мышц рук и плечевого пояса, далее для мышц туловища, которые включают наклоны, повороты, затем для мышц ног (сгибание, разгибание, отведение, приведение, махи).
Утренняя гимнастика должна заканчиваться упражнениями с оптимальной нагрузкой и дыхательными упражнениями. Для того, чтобы этого достичь можно использовать прыжки, бег, быструю ходьбу.
Следующий вид малой формы, называемой В. С. Кузнецовым и Г. А. Колодницким, являются физкультурные минуты – это кратковременные сеансы физических упражнений, которые проводятся для активного отдыха и поддержания работоспособности [16].
На общеобразовательных уроках в школе и при выполнений домашнего задания на самоподготовках у учащихся проявляется три вида утомления : утомление глаз, утомление мышц кисти письма, общее утомление мышц при длительной работе. Упражнения активизируют дыхание, кровообращение, обмен веществ в организме, снимает общее утомление.
Из выше сказанного можем сказать, что малые формы занятий играют важную роль в общей системе занятий физического воспитания. Занятия неурочного типа, в отличие от урочного, осуществляйся на основе полной добровольности. Выбор конкретной неурочной формы занятий в значительной степени определяется интересами и склонностями занимающихся.