Мельникова Юлия
Конспект занятия по автоматизации звука [З] в словах с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи, по автоматизации звука [З] в словах.
Подготовила : Учитель-логопед Мельникова Ю. Н.
Тема. Автоматизация произношения звука З в словах.
Цели. Закрепить навык произношения звука З в слогах, словах.
Продолжать учить образовывать имена существительные с уменьшительным значением суффиксальным способом, продолжать учить составлять простые предложения.
Публикация «Конспект занятия по автоматизации звука [З] в словах с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Совершенствовать фонематические процессы, навыки аналитико — синтетической деятельности.
Развивать интонационную выразительность речи, внимание, мелкую моторику.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, Фишки для звукового анализа, игра «Кегли», коктельные трубочки для каждого ребенка, логопедический альбом по автоматизации [з ], пособия Н. Коняхиной» Конструктор предложений», карточки-картинки со звуком [з], прищепки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- отгадывание загадки и определение первого звука в слове — отгадке :
Когда мы едим, они работают.
Когда не едим, они отдыхают.
Не будем их чистить — они заболят.
(зубы)
- формулирование вывода: звук [З ]— согласный,[ З],бывает мягкий и твердый согласный звук, звонкий.
Сегодня мы с вами будем продолжать учиться правильно выговаривать слова со звуком [з]. Но сначала сделаем разминку для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика, совмещенная с дыхательными упражнениями.
Игра «Кегли»
Рекомендации: при дутье в трубочку щеки не надувать и плечи не поднимать.
3. Уточнение правильной артикуляции [з] (перед индивидуальными зеркалами)
На листе нарисованы мальчик и комар. Комар звонко поет: «з-з-з». Постарайся и ты правильно, на одном дыхании произнести этот звук. Веди пальчиком по синей дорожке от комара к мальчику и произноси: «з-з-з». А теперь веди пальчиком по красной дорожке от ребенка к комару. Мальчик тоже умеет произносить звук [з]. И ты постарайся произносить этот звук правильно. Произноси этот звук громко, тихо, высоким и низким голосом. Проделай это упражнение несколько раз. Для того чтобы ребенок правильно произносил звук [з], напоминаю ему правильное положение артикуляционного аппарата:
•широкий кончик языка касается нижних зубов и отчасти нижних десен;
• передняя часть спинки языка с небольшим продольным желобком на ней приподнимается к верхним деснам и образует с ними узкую щель;
• боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
• рот приоткрыт (на 3 мм, нёбная занавеска поднята;
• голосовые связки вибрируют (руку положить на шею в районе голосовых связок и «включить звоночек») .Лабиринт на длительное проговаривание звука[з] (на выбор логопеда)
3. Игра «Здравствуй, пальчик!».
Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребёнок каждый раз произносит сначала одинаковые, а потом различные приветствия. Когда ребёнок произносит разные слоги, перед ним выкладывается таблица (с гласными А, Ы, О, У).
Инструкция:
- Поздоровайся с каждым пальчиком, произнося слог ЗА и т. д.
4. Автоматизация произношения звука [з] в чистоговорках и потешках
За - за - за - Вот Зоина коза.
Зу - зу - зу - Зоя ведёт козу.
Зы - зы - зы - Много сена у козы.
Зайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Не забудьте незабудки. У Зои и коза Зойка.
Звонкий звонок зазывает Знайку и Незнайку на занятия
5. Физкультминутка
Козы по лесу гуляют,
Тонкую лозу ломают, 1
На копытца встанут –
И лозу достанут. 2
Пастушок свирель берет,
Козочек к себе зовет, весело играет,
Козочек сзывает: 3
«Козочки, не заблудитесь,
Козочки, домой вернитесь,
Вы бегом, бегом, бегом
Возвращайтесь с молоком» 4
Движения
1. Ходьба на месте.
2. Поднимание на носках, руки вверх и к плечам.
3. И. п. – ноги на ширине плеч. Повороты в стороны с развертыванием рук в стороны вправо, влево.
4. Прыжки вокруг себя вправо, влево.
6. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, развитие познавательных процессов.
А)Звуковой анализ слова «РОЗА»
Вопросы:
-Сколько всего звуков в слове?
-Сколько гласных (согласных) звуков? Назови и покажи. Дай характеристику.
- Сколько слогов в слове «РОЗА»?
Б) Упражнение на определение места звука [з] в словах.
-Прикрепи прищепку на место звука [з] в словах.
10. Образование предложений с тремя словами. Игра «Конструктор предложений»
11. Итог занятия.