Татьяна Петровна Иванова
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы.
Публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
На определенном этапе работы стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику. Целью работы стало создание такого вида занятий, который, с одной стороны, исправлял бы нарушенные функции, а с другой – развивал функциональные системы ребёнка, и не давал возможности сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии.
Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшение настроения. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных
навыков и физических качеств. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью
других.
Развитие речи детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в логопедической группе – основная задача логопеда в данной группе. Занимаясь с дошкольниками с нарушениями речи логоритмикой, помимо коррекции речи и неречевых функций, дети меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. Дети становятся более ловкими, выносливыми, сильными. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально – ритмическое чувство.
Занятия с элементами логоритмики способствуют воспитанию личных качеств:
подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм;
воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.
Но что же такое логоритмика? Итак, логоритмика – это система занятий,
направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых
проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции
двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Теоретической основой для
построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации
движений Н. А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой,
представляет собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, разработанная мной логоритмика, служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.
Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения и неречевых процессов, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Учитываются возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.
Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Средства, которые используются в логоритмике :
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание;
- речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- упражнения, формирующие чувства темпа;
- ритмические упражнения;
- разнообразные виды движения;
- упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;
- чтение чистоговорок, стихов сопровождающееся движением;
- мимические упражнения;
- логопедические упражнения;
- игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;
Следующий принцип предполагает обязательное включение речевого материала. Основа занятий может быть разнообразной : сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, элементы соревнования и т. д.
Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные
системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.
Литература
1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М: ВЛАДОС, 2002.
2. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая
ритмика в ДОУ. - М. : Айрис-Пресс, 2006.
3. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. - М: Гном-Пресс, 1998.