Лилия Волашанюк
Консультация для воспитателей «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза, «ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве».
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Публикация «Консультация для воспитателей „Логоритмика“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Различные педагогические системы придают большое значение воспитанию.
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
В педагогическом аспекте логоритмика — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально — речевые способности, расширяет певческий диапозон. На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.
В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа
Анализ развития ребенка 3-4 лет
Физическое развитие ребенка 3-4 лет Ребенок ходит на носочках, высоко поднимая колени, мелкими, широкими, приставными шагами; ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром, в различных направлениях (прямо, по кругу, змейкой, между предметами и т. д., держась за руки, стоя спиной или лицом друг к другу; прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствия; бросает мяч в цель, ловит двумя руками; принимает активное участие в подвижных мероприятиях (спортивных, игровых, танцевальных); выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут; управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске и т. д. Личная гигиена ребенка 3-4 лет Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользуется туалетом; моет руки после туалета, прогулки, перед едой, по мере их загрязнения; умывается, чистит зубы; критически относится к своему внешнему виду (например, может не надеть колготы, которые не поглажены, с пятнышком и т. п.) Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 3-4 лет Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку; замечает настроение родителей или других близких людей; знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается; проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия; знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях; знает некоторые праздники, традиции, растительный и животный мир страны, в которой живет; знает и может назвать части тела; дает положительную оценку своим действиям (даже если в чем-то не прав); проявляет стремление к самостоятельности и независимости; проявляет повышенный интерес и потребность к познанию окружающего нас мира. Познавательное развитие ребенка 3-4 лет Ребенок знает основные цвета и оттенки; сравнивает объекты по длине, ширине и высоте; относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит и т. д.); устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно); классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета); достаточно долго сосредоточивает внимание на одном объекте; в большей мере интересуется процессом выполнения различных заданий и упражнений, а не конечным результатом (например, может старательно что-то рисовать, а потом смять свой рисунок); познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, облизывает, нюхает и т. д.); знает основные геометрические формы (шар, куб); ориентируется в пространстве и на плоскости листа бумаги; знает, что происходит в разные части суток; знает, в чем польза домашних птиц и животных и т. п.
Речевое развитие ребенка 3-4 лет Ребенок использует различные части речи (кроме деепричастий и причастий); правильно называет предметы, их качества, действия с ними; знает обобщающие слова (например, овощи, игрушки); понимает многозначные слова, типа, ножка, ручка и др. ; согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет – дети идут, сладкий торт – сладкая конфета); употребляет предлоги в, на, под, над, за; правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения для шипящих, свистящих, [л], [р]); пересказывает несложный текст; декламирует стихи.
Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет Понимает контрастную музыку (медленную, быструю) и изменяет темп движений под нее; проявляет интерес к игре на детских музыкальных инструментах; запоминает слова песен и подпевает взрослому; понимает, что нарисовано на иллюстрации; создает элементарные аппликационные, рисуночные и лепные изображения (дорожки, шарики, бусы); конструирует постройки из строительного материла и простых конструкторов.
Цель логоритмики
Цель логоритмики для дошкольников – преодолеть проблемы речевого развития, а также сопутствующие трудности, связанные с неречевыми функциями психики. При этом такие занятия не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата, формированию правильной осанки, а также активному моторному и сенсорному развитию.
Речь, с одной стороны, тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания.
Актуальность логоритмики
Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Упражнения по логоритмике
Упражнения по логоритмике обычно включают в себя следующие элементы:
• ходьба с постоянным изменением направления;
• упражнения, развивающие дыхание, артикуляцию, голос;
• упражнения на развитие внимания и активизацию мышечного тонуса;
• речевые упражнения;
• упражнения на формирование чувства музыкального ритма;
• упражнения, развивающие мелкую моторику;
• пение.
Все эти упражнения проводятся с музыкальным или голосовым сопровождением, которое, помимо всего прочего, еще и окрашивает занятия эмоционально. Вот несколько несложных упражнений, которые я использую в работе с детьми, и они наверняка понравятся вашему ребенку и помогут развить его речевой аппарат и усовершенствовать двигательные навыки:
«Идет бычок качается»
Идет бычок качается (руками показать рожки и переступать с ноги на ногу покачиваясь)
Вздыхает на ходу (пожимание плечами, имитируя дыхание)
Вот досточка кончается (приложить руки к голове и покачать головой)
Сейчас я упаду (покачиваясь на слове упаду, опуститься на пол илиприсесть)
«Мишка косолапый»
Мишка косолапый (кулаки проложить к голове изображая уши медведя, при этом переступать с ноги на ногу на внешней стороне ступни)
По лесу идет (поднять в верх руки с растопыренными пальцами и немного их потрясти)
Шишки собирает в корзиночку кладет (сжать кисть в кулак и наклоняясь или приседая имитировать сбор шишек)
Шишка отскочила мишке прямо в лоб (не сильно стукнуть себя по лбу)
Мишка рассердился и ногою топ (нахмурить брови и упереть руки в бока, изображая сердитого мишку, и топнуть ногой)
«Наша Таня громко плачет»
Наша Таня громко плачет (сжать руки в кулаки и имитировать что трем глаза)
Уронила в речку мячик (вытянутыми перед собой руками помахать вверх-вниз)
Тише Танечка, не плачь (приложить палец к губам и покачаться вперед-назад)
Не утонет в речке мяч (поводить указательным пальцем из стороны в сторону, а на слове мяч попрыгать на месте)
Логоритмические упражнения там интересны и привлекательны, что можно взять любой знакомый детям стих, придумать под него движения и изобразить.
Источник: https://womanadvice.ru/logoritmika-dlya-malyshey#ixzz3QdLQuusE
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни
Источник: https://sundekor.ru/referat/avtorskaia-programma-kruzhka-logoritmika/