Вера Тронина
Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать
Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бехтерев доказал, что в начале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Публикация «Использование логоритмики в индивидуальной работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Таким детям крайне необходима логоритмика, т. к. каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учит детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Сущность логоритмики состоит в создании для детей особой нетравматизирующей среды, какой является коллектив, куда в частности входит укрепление и развитие моторики.
Основой логоритмики является эмоциональность, образность.
Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.
Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
Задачи:
образовательные
• укреплять косно-мышечный аппарат, координацию движений за счет
ритмических упражнений – идет физическое развитие ребенка.
• развивать правильное речевое и певческое дыхание.
• улучшать осанку, походку и грацию.
позновательные
• занимаясь логоритмикой, дети осваивают муз культуру, становятся впечатлительными, что способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию.
воспитательные
• воспитывать способности воспринимать музыкальные образы перевоплощаться в них, что способствует развитию творческих способностей.
В своей работе использую Музыкально — оздоровительный комплекс, куда входят:
1. Валеологические песни – распевки
2. Дыхательная гимнастика
3. Артикуляционная гимнастика
5. Пальчиковые игры
6. Игровой массаж
7. Психогимнастика
Предлагаю элементы практического материала, которые использую на занятиях логоритмики в логопедической группе с ФФНР.
Игровой массаж
Цель: активизация биоактивных точек, улучшение кровообращения.
Массаж спины «Скворцы».
Раз и два – звенят капели (пробежаться пальчиками снизу вверх)
Три, четыре – мы запели (погладить снизу вверх)
Пять и шесть – летят скворцы (пошлепать ладошками)
К нам летят скворцы – певцы (круговые движения кулачками)
Семь и восемь – песни льются (поколачивание кулачками)
Девять, десять – все смеются (поглаживание ладонями)
Массаж пальцев «Грачи».
Мы лепили куличи (лепить «пирожки»)
Прилетели к нам грачи (помахать «крыльями» ладошками)
Первый грач испек пирог, (поочередно массировать каждый палец, начиная с большого)
А второй ему помог
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал (постукивание по коленям).
Пальчиковые игры.
Цель: развитие мелкой моторики, активизация речи.
У тебя есть две руки,
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо-мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться!
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.
Согревалки.
Мы ножками потопаем
Топ, топ, топ. (топаем)
Мы ручками похлопаем
Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопаем)
Головкой покачаем
Ник, ник, ник. (качаем головой)
И дальше продолжаем
Прыг, прыг, прыг. (прыгаем)
Ритмические игры.
Речевые игры на развитие чувства ритма предполагают проговаривание, пропевание длинных и коротких звуков. Проговаривая слова, хлопать ритмический рисунок, или выстукивать его на детских музыкальных инструментах.
Лягушки.
Посмотри-ка, на опушке
Две зеленые лягушки.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прыгай с пятки на носок.
Дрова.
Мы сейчас дрова распилим
Раз – два, раз – два,
Будут на зиму дрова.
«Грамоте учили»
Раз, два, три, четыре
Меня грамоте учили.
Не писать, не считать,
А на лошади скакать.
Логоритмические упражнения.
Цель: учить координировать речь с движением, гармонизировать психическое развитие детей.
Солнышко.
К солнышку стучим в окно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)
Ведь тебя мы ждем давно Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучат)
Лучики нам протяни, (Две руки вперед)
Нас покрепче обними. (Объятья)
Котик.
Котик умывается («Умывается»)
На охоту собирается, (Маршируют на месте)
Вымыл ушки и усы, («Моет»)
Вымыл лапочки свои, (Гладят ладошки)
А в лапочках - подушках (Коготочки)
Острые игрушки
Цап-цап, цап-царап, (Скребутся об пол, сидя на корточках)
Он пойдет ловить мышат.
Хлоп-топ.
Елочка, елочка, (Хоровод)
Зеленая иголочка
В гости мы к тебе пришли
Хоровод свой завели
(В гости снова к нам пришла,
Хоровод свой завела)
Хлоп, хлоп, хлоп, (3 хлопка)
Топ, топ, топ, (3 притопа)
А у елки белый кот, («лапки»)
Под елку он залез поспать, (Ладошки под щечку)
Не будем мы ему мешать. (Присесть, пальчик к губам тс-с-с).
Литература:
1. Аромштам М. Игры для детей //Дошкольное образование. №2. 2001.
2. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. М., 2004.
3. Моисеева Р. Паличиковые игры-упражнения // Дошкольное воспитание. №5 1999
4. Синкевич Е. А., Большева Т. В. Физкультура для малышей. СПб., 2005.
5. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с ФФНР // Дошкольное воспитание 2000.
6. Франио Г. С., Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. М., 1995.