Елена Ужегова
Логоритмические игры со звуком и голосом. В помощь логопедам
▼ Скачать + Заказать документы
Я помогу узнать тебе И помогу другим.
И ты поймешь,
Как ты хорош
И как неповторим.
И. Галянт
Способ выражения мыслей, чувств при помощи звуков и звукоподражательных слов возник гораздо раньше, чем речь. Заметим, что процесс становления речи не так прост: сначала ребенку нужно научиться слушать, затем издавать музыкальные звуки и только потом воспроизводить артикулированную речь. Некоторые качества являются тождественными для речи и музыки. Например, ритмическая составляющая, динамизм, звуковысотность, акцент. Важно учитывать и эмоциональную сторону как речи, так и музыкального произведения.
Публикация «Логоритмические игры со звуком и голосом, В помощь логопедам» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В основе любого речевого и звукового акта лежит ритм, который целесообразно использовать в динамике (увеличивать или замедлять скорость, делать паузы, повышать или понижать тон и т. д. для того, чтобы речевой отрезок приобрёл эмоциональность, выразительность, а то или иное высказывание говорящего усваивалось слушателем быстрее, становилось доступнее).
Для педагога важно понимать то, как ребенок воспринимает окружающий мир, как относится к себе, каковы особенности его психики, возрастной психологии, способен ли он к творчеству и в чем оно для него выражается, каковы желания ребенка и базовые потребности. Поэтому в настоящей статье остановим внимание на логоритмических играх и упражнениях, которые помогают взрослому сформировать представление о внутреннем мире конкретного ребёнка, сделать его счастливым, а воспитаннику, в свою очередь, раскрыть себя и свой потенциал. Перечисленные задания могут стать элементом коррекционного воздействия.
Развивающие игры с голосом (подражание голосам различных животных, людей, звукам неживой природы, которые я применяю в своей практике, дают детям возможность услышать, почувствовать свой голос, поиграть с ним; снять физическое и эмоциональное напряжение; развивать интонационный и фонематический слух; сформировать правильное звукообразование.
Далее рассмотрим несколько вариантов игр с голосом (автор методики - Галянт И. Г., которые целесообразно проводить на логопедическом занятии в форме физминутки или динамической паузы [1, 2].
«Мяч»
Цель игры: сформировать умение правильно интонировать звуки в соответствии с движением мяча; научить придумывать звуки для озвучивания движения мяча; развивать звуковысотный слух.
Педагог или ребенок играет с мячом. Мяч подбрасывает вверх – высокие звуки, мяч ударяется об пол – низкие звуки, мяч перебрасывает из руки в руку – звук на одной ноте. Дети придумывают звуки (ля, ча, у, а, н, па) для озвучивания движения мяча и поют своим «любимым» звуком.
«Поющий шарик»
Цель игры: учить детей правильно брать дыхание, правильно интонировать свой «любимый» звук.
1 вариант. Дети (либо один ребенок) спокойно передвигаются по кабинету (по залу, по групповой комнате, несут на ладошке свой воображаемый «шарик» и поют любимый звук, пока хватает дыхания. Дыхание кончилось – шарик лопнул - «пык». После остановки набрать воздух, положить на другую ладонь новый шарик и петь другой звук. Движения бережные, нежные, спокойные, медленные.
2 вариант. Дети стоят по кругу. В центре круга 2 – 3 участника носят свои шарики и поют «любимые звуки». Перед тем, как закончится дыхание, участник подходит к ребенку, стоящему в кругу, и передает свой шарик. Тот, кто взял шарик, продолжает игру.
Варианты звуков: А-а-а, У-у-у, Ом-м-м, Ы-ы-ы, И-и-и, Н-н-н, Ш-ш-ш…
«Трубочка»
Цель: развивать ощущения от прикосновения воздуха; учить детей правильно брать дыхание.
Дети встают парами. Один участник «летит на самолете» - дует соломенной трубочкой в лицо второго ребенка, стоящего с закрытыми глазами. Полет долгий: из Африки на север. Направление соломинки меняется: правая щека – левая щека – подбородок – лоб. Второй ребенок должен почувствовать у себя на лице движение воздуха «полета самолета» и показать пальцем направление движения.
Игра продолжается, партнеры меняются ролями. Педагог объясняет детям, что дыхание нужно брать спокойно, ждать, когда дыхание пойдет легко и свободно, не хватать глубоко воздух.
Таким образом, при помощи данных упражнений у ребёнка развивается не только темпо-ритмическая сторона речи, но и речевое дыхание, звукопроизношение, правильная артикуляция, выдержка, а также формируются предпосылки к музицированию и взаимодействию в команде.
Возможно ли осуществить мониторинг результатов в играх со звуком, словом и голосом? Нужно учитывать, что в процессе творчества (а логоритмические игры и упражнения – это, в первую очередь, проявление и развитие креативных способностей, дать оценку результатам деятельности не представляется возможным, т. к. нет параметров и образцов определения творческого уровня детей на том или ином этапе развития. При подведении итогов деятельности важно применять индивидуальный подход, быть чутким педагогом и рассматривать деятельность воспитанника в динамике. Добавим, что указанные упражнения могут быть использованы для коррекции недостатков в развитии слабослышащих, слабовидящих детей, а также ребят с нарушением интеллектуального и двигательного развития.
Библиографический список:
1. Галянт, И. Г. Музицирики. Игры со звуком и голосом для развития детского творчества: учебно-методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2009. – 42 с.
2. Галянт, И. Г. Смешные человечки. Пальчиковые игры и игры с палочками для развития детского творчества. Учебно-методическое пособие. Челябинск: Цицеро, 2008. – 72 с.
3. Рузская, А. Г., Мещерякова, С. Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 64 с.
4. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5 – 7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2006. – 144 с. – (Логопед в ДОУ).