Ирина Шивернога
«Звук [к]». Конспект логопедического занятия для детей с ТНР в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект группового логопедического занятия по теме «Звук [к]» для детей с ТНР в старшей группе
Цель: знакомство детей со звуком [к]
Образовательные задачи:
• закрепить четкое произношение звука [к] изолированно, в слогах, в словах и предложениях;
• познакомить детей с артикуляцией звука [к] и его характеристикой;
• формировать умение выделять звук [к] из ряда других звуков, из слогов, слов;
• формировать умение определять место звука [к] в слове;
• формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез двусложных слов;
• продолжать формировать умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
• продолжать формировать навык образования существительных в форме Р. П. ед. ч. ;
• упражнять в составлении простых распространенных предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
• развивать фонематические процессы;
• развивать память, внимание, мышление;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать зрительное восприятие.
Воспитательные задачи:
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать у детей внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: зеркала, магнитная доска, предметные картинки, игрушка Колобок, символы звуков, схема для определения места звука в слове, сюжетная картинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Загадка
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Послушайте, как капает дождь: к-к-к.
II. Введение в тему
- Сегодня мы с вами отправимся вместе с Колобком в деревню.
Выставлены картинки с изображением домашних животных и птиц.
- Кто это? (кошка, козел, утка, корова, собака, курица). (Выделение звука [к]).
- Вы догадались, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?
III. Основная часть:
1. Артикуляция и характеристика звука
- Возьмите зеркала. Вместе с Колобком произнесите звук [к].
- При произнесении звука [к] спинка языка стучит по небу, а кончик языка опущен вниз и мешает воздуху свободно выходить изо рта.
- Это гласный или согласный звук?
- Это глухой звук, потому что горлышко не дрожит.
- Это твердый звук (слуховой контроль).
- Обозначаем звук [к] синим квадратиком без колокольчика.
2. Игра «Поймай звук»
- Превратите ваши пальчики в кошачьи коготки. Когда услышите звук [к], показывайте коготки.
- Слушайте внимательно:
Лексический материал:
- П, К, М, Д, Г, К, Г;
- КА, ГУ, КЫ, ДЭ, ГДА, КТО, ОК, ГО;
- НОГА, БУКВА, ГОРА, КОСА, ДЫРА, ГРИБ, КОТЫ, КОРОВА.
3. Игра «Кого видели?»
- Вспомним, кого мы видели в деревне? (Мы видели в деревне корову.)
- Возьмите схемы и определите место звука [к] в слове КОРОВА.
(Мы видели в деревне утку. Мы видели в деревне кошку. Мы видели в деревне козу. Мы видели в деревне собаку. Мы видели в деревне курицу). Кого мы еще видели? (поросенка, жеребенка, ослика, и др.)
4. Игра «Поймай звук»
- Ловите звуки [а], [к]. Что получилось?
Слоговой материал: ак, ку, кы, ок.
.
5. Физкульминутка
Песни «Цыплята» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце.
Ходят цыпки целый день,
Нагибаться им не лень.
Зернышек не видно,
Малышам обидно.
6. Игра «Укого кто?»
- Колобок не знает, у кого кто детеныши. Помогите ему.
Дети распределяются на две подгруппы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, а другой — их мам Дети встают парами. Затем выставляются картинки на магнитной доске, и дети называют ответы. (У коровы - теленок. У лошади - жеребенок. У козы - козлята. У утки - утята. У собаки – щенята. У кошки - котята. У курицы - цыплята.)
7. Игра «Назови ласково»
- Скажите ласково о каждом детеныше. (Теленочек, козленочек, утеночек и т. д.)
8. Игра «Собери слово»
- Назовите первый звук в слове «кот». Покажите символ.
- Назовите второй звук. Покажите символ.
- Назовите третий звук. Покажите символ.
IV. Итог занятия
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какой это звук? Вспомните слова со звуком [К]