Елена Винокурова
Логопедическое занятие в старшей группе «Зачем? Почему и как?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
Освоение навыков практического употребления в речи притяжательных местоимений «мой, моя, мое»; продолжение работы по обучению составления распространенных предложений; закрепление знаний названий предметов одежды, обуви, головных уборов и их частей, обобщающее слово «одежда»;
закрепление усвоения категории родительного падежа; закрепление умения подбирать глаголы; обогащение знаний детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепление названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе „Зачем? Почему и как?“» размещена в разделах
Коррекционные: на базе речевого материала продолжить дифференцировать звуки С и Ш; развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание, мелкую моторику; закрепление правильного произношения звуков С - Ш в изолированном виде, в словах, в тексте.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремленность.
Психические процессы: развитие внимания, наблюдательности, воображения.
Ход занятия
«Зачем? Почему и как?»
Орг. Момент
Лог. : - Сегодня «Мудрая сова» проводит заседание клуба знатоков "зачем? почему? и как?". Как вы думаете дети кто такие знатоки?
Сейчас ребята у вас есть уникальная возможность доказать что вы достойны этого звания. А сейчас мы предоставляем слово нашей мудрой сове.
- Уважаемые знатоки, для того чтобы заработать главный приз, вы должны доказать мне что вы очень умные и правильно ответить на те вопросы которые пришли к нам в студию. За каждый правильный ответ я буду давать вам звезду. Вы готовы?
- Да!
Итак, мы начинаем игру.
Участники игры: Ангелина, Влас… (апплодируют друг другу) проходят к столу с волчком.
Один из детей крутит волчок. (под музыку)
1. Задание от волшебного зеркальца
Артикуляционная гимнастика
Мой язык похож на лист,
Что слетел с березы вниз, -
Широкий, мягкий, плоский.
Совсем как лист березки.
Широкий расслабленный язык удерживать неподвижно на нижней губе на счет до 10.
Прыгают по мягким листьям
Зайцы, белочки и лисы.
Постучать верхними зубами по широкому расслабленному языку.
Листья высохли, свернулись.
Краешки их вверх загнулись.
«Чашечка» : поднять боковые края и кончик расслабленного языка.
В лужах листья там и тут.
Словно лодочки, плывут.
«Чашечка» вперед - назад.
Ветер листья подхватил,
Поднял вверх, подул, завыл:
- Чашечка' вверх: «Ш-ш-ш.»
В листьях ветер шелестит:
То свистит он, то шуршит.
Шуршит:. Свистит:.
Свистит:. . Шуршит:. .
Повторять опорные звуки «шшш» и «ссс».
Дифференциация изолированных звков с-ш.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Звук С
- Что еще может издавать такой звук? Насос, вода,
- В каком положение у нас губы когда мы произносим звук С? В улыбке
- Где находится язычок? За нижними зубами
- Звук С может быть мягким? –Да
Произнесите его
Звук Ш
- Что еще может издавать такой звук? Змея, шина проколатая, гусь
- В каком положнии у нас губы, когда мы произносим звук Ш? трубочка
- Где находится язычок? За нижними зубами
- Звук Ш может быть мягким? - нет
Автоматизация в слогах игра с кубиком. На гранях кубика артикуляция звуков: а у и о
Ребенок кидает кубик и произносит слоги с соответствующими гласными
Ш…а ш…о ш…у
С. а с. у с. о
Вопрос к мудрой сове.
- Мудрая сова мы правильно выполнили задание?
Ответ совы
2. Задание от большого уха
Фонематические процессы
Он учится слушать и хочет проверить как это умеете делать вы
Игра Эхо
Ребята давайте поиграем в эхо. Вы будете говорить голосом Эха последний слог.
Вот стоит мальчишка - шка, шка, шка
В красивой рубашке - шке, шке, шке
А вот стоит Антошка-шка, шка, шка
А у него матроска-ска, ска, ска
А у аркашки каска-ска, сак, ска
Внимание на экран
«Исправь ошибку»
«Слушаем внимательно, думаем старательно»
«Каска, санки, самолет» - каска-кашка
Кто ошибку здесь найдет?
«Крыса, слон, велосипед» - крыса-крыша
Есть ошибка или нет?
«мышка хвост, усы и нос». Мышка-мишка
Где ошибка? - вот вопрос.
- Мудрая сова, мы справились с заданием?
3. задание от лесовичка
Автоматизация в словах
Лесовичок отправил нам картинки и просит рассказать ему сказку и все картинки назвать правильно.
Свистяще-шипящая сказка
Ваша задача, все картинки назвать правильно. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
Логопед.
Жили-были, поживали,
Никаких забот не знали.
( выкладывает картинки: собака, кошка, мышка, свинья)
Логопед.
Скучно было им без дела.
Тут-то к ним и прилетели.
( выкладывает картинки: кукушка, сорока)
Логопед.
Принесли им приглашенье
На веселый День рожденья. (кого) ( выкладывает картинки: лиса, лягушка). лисы, лягушки.
Логопед.
Как подружки были рады!
Стали примерять наряды.
( выкладывает картинки: шапка, сарафан,шарф, сапоги)
Логопед.
Быстро по коробкам ярким
Разложили все подарки.
( выкладывает картинки: шарик, сумка, самовар, шуба)
Логопед.
И подружки так спешили,
Что отправиться решили.
( выкладывает картинки: самокат, машина). на самокате.. на машине.
Логопед.
Именинница встречала
И подружек угощала.
( выкладывает картинки: сыр, салат, шоко- лад, сок, сахар, груша, каша, петрушка)
Логопед.
А потом все гости встали,
Инструменты в лапки взяли. ( выкладывает картинки: скрипка и гар-
мошка)
Логопед.
Начались тут песни, пляски.
Жаль, пришел конец всей сказке.
Молодцы! Сова мы справились с заданием?
Ответ совы
Автоматизация в словосочетаниях
4. Задание от бабушки и Саши
- А теперь уважаемые знатоки внимание на экран, к нам пришла жалоба от бабушки на своего внука Сашу. Давайте посмотрим что у них происходит.
Бабушка и внук
Раскладывается первый ряд картинок (он в дальнейшем не меняется)
Шкаф, стул, кушетка, макушка, подушка, каша, конюшня, сундук, вешалка.
Следующие картинки- второй ряд: костюм, шорты, сандалии, шапка, кошка, ложка, лошадка, шуба, галстук.
Логопед выкладывает первый ряд, все картинки дети называют. Под первым рядом второй ряд. Пример: В кашу-ложку… Затем собираем второй ряд тусуем его и заново.
Внук прибежал — всё разбросал:…
Давайте покажем как вы дома помогаете.
Логоритмика
Мамам дружно помогаем: Ходьба на месте
Сами в тазике стираем Наклон, имитируем полоскание
И рубашки, и носочки Выпрямились, загибаем пальцы на руке
Для сыночка и для дочки Повороты вправо-влево
Через двор растянем ловко Потягивания – руки в стороны
Для одежды три веревкиТо же
Светит солнышко-ромашка, Потягивания – руки вверх, ладонь раскрыть
Скоро высохнут рубашки. Покачивание, руки наверху
- Вопрос к сове
- Ответ совы
5. Задание от совы
Целый час сова на нас
Смотрит, не смыкая глаз.
Захотелось ей поспать —
Стала совушка моргать.
Внимание на экран
Автоматизация в предложениях
День и ночь!
Посмотрите на наши картинки что у нас есть:
Белая рубашка, а на ней букашка
Маленький мишка в синих штанишках
У звонкой кукушки шапка на макушке
Ночь настала — и у нас не стало
Белой рубашки, а на ней букашки
Маленького мишку в синих штанишках
Звонкой кукушки с шапкой на макушке
День пришел — и ты сразу всё нашел:
Белую рубашки, а на ней букашку
Маленького мишку в синих штанишках
Звонкую кукушку с шапкой на макушке
-Вопрос к мудрой сове
6. Задание от рассеенного
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
- Как вы думаете, почему он так оделся?
Он наверно просто не знает, как правильно носить одежду, ребята вы знаете, у меня тоже есть такой знакомый. Гость в студию.
Рассеянный танцует с детьми
Переодеваем его.
- Мы тебе сейчас расскажем немного об одежде
На верхний куб (слова-предметы) картинки на дифференциацию одежды головных уборов и обуви.
2-й куб – слова-признаки
1 сторона - «большое - маленькое» (платье-платьице, шуба-шубка, свитер-свитерок)
2 сторона- цвет, согласование прилагательного с существительным (синее платьице, коричневая шубка)
3 сторона - материал
Детали одежды, большой - маленький, цвет, материал
«Из чего какой?» образование относительных прилагательных : из ситца – ситцевый, из льна – льняной, из шелка – шелковый, из шерсти – шерстяной, из меха – меховой, из пуха – пуховой, из кожи – кожаный, из резины – резиновый
Обувь из кожи – кожаная обувь, обувь из резины – резиновая обувь, обувь из кожи с лаком – лаковая обувь, обувь из материи – матерчатая обувь.
3-й куб – слова- действия
Пиктограммы: связать, сшить, одеть, штопать, завязать, застегнуть
«Подбери слово».(винительный падеж)
Что вяжут? – шапку, варежки… что шьют? – пальто, платье…
Что надевают? – пальто, свитер… что обувают? – сапоги, валенки…
Что штопают? – чулки, носки… что завязывают? – шнурки, шарф…
4-й куб
Времена года, для девочек - мальчиков, (один-много, как одеться на улицу мальчикам и девочкам
Выбираем картинки в названии которых есть звуки С-Ш и предлагаем купить ему такую одежду.
- Ну теперь Рассеянный точно все знает про одежду.
- Мудрая сова, мы со всеми заданиями справились?
Итог. Вручение призов