Наталья Флягина
Конспект логопедического занятия «Приставка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления о словообразующей роли приставки.
Задачи:
Образовательные:
• Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова.
• Формировать умения выделять приставки в словах.
• Образовывать новые слова с помощью приставки.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к изучению родного языка.
• Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Приставка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
• Создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности.
• Формировать установку на здоровый образ жизни в процессе выполнения артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастик.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать связную речь учащихся, навыки словообразования и словоизменения, умения работать с антонимами, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, умение добывать новые знания.
• Развивать мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание, умение согласовывать речь с движениями.
Планируемые результаты:
Предметные:
• На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова.
• Научатся находить приставку среди других частей слова.
• Образовывать новые слова с помощью приставки.
Метапредметные:
Познавательные:
• Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию.
• Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии.
• Строить логическое рассуждение, включающие причинно — следственные связи.
• На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные:
• Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
• Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.
• Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.
Регулятивные:
• Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу.
• Определять тему и цель учебной деятельности с направляющей помощью логопеда.
• Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
• Осуществлять итоговый контроль по результату.
Личностные:
• Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.
• Проявлять познавательный интерес, самостоятельность в разных видах деятельности;
• Осознавать ответственность за общее дело.
Оборудование: стаканы с водой, ножницы, мяч, суд-жок, оформление доски; карточки для групповой работы, работе в паре; компьютер; проектор.
Технологии обучения: ИКТ технология, здоровье сберегающая технология, технология проблемного обучения.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в группах, парах.
Методы контроля: взаимоконтроль, фронтальный опрос.
Этап урока,
время этапа Задачи этапа Методы,
приемы обучения Деятельность логопеда Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап 5 мин.
Поисково-исследовательский этап
1-2 мин. Психологический настрой на занятие, активизация внимания.
Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.
Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. Игровой момент
Беседа 1. Даёт установку на работу
2. Организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.
3. Работа перед зеркалом.
Выполняет артикуляционную, дыхательную гимнастику.
Определяют, с помощью чего образованы слова.
Определяет тему и цель занятия. Личностные:
Умение позитивно настраиваться на работу.
Познавательные:
Умение сравнивать, обобщать и делать вывод
Коммуникативные:
Высказывать свои предположения.
Регулятивные:
Определять и осознавать цели учебной деятельности.
Практический этап
15 мин. Организовать поиск решения проблемы.
Беседа
Работа в паре
Работа в группе Предлагает уч-ся разложить слова на 2 группы.
Собрать деформированное слово. Выделить общее во всех словах Самостоятельно называют от чего изменяется смысл слова.
Познавательные:
Умение делать вывод с направляющей помощью, уметь анализировать, обобщать.
Коммуникативные:
Высказывать свои предположения.
Регулятивные: выполнять упражнения по плану
Личностные: умение договариваться с товарищами, доказывать свою точку зрения при работе в паре.
Обеспечить применение знаний на практике. Упражнение
Демонстра-ция.
Игровой метод. Предлагает ряд заданий на отработку полученных знаний.
Выполняет пальчиковую гимнастику, физминутку.
Складывают картинку.
Образовывают слова используя приставки. Предметные:
Умение читать без ошибок, различать буквы, грамотно писать.
Познавательные:
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания.
Регулятивные:
Контролировать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные:
Слушать, высказывать точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для оформления своих мыслей.
Рефлексивно-оценочный этап
5 мин. Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.
Излагают суждения в устной форме. Диалог логопеда и ребенка, выявление возникших трудностей.
Наводящие вопросы логопеда, позволяющие осознать ребенку следующий шаг для достижения результата на более высоком уровне. Трудность дальнейшего планирования действий для совершенствования результата.
Личностные:
Способность к самооценке. Формирование умения выражать своё отношение к товарищам,
выражать
свои эмоции.
Коммуникативные:
Умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений. Умение слушать.
Регулятивные:
Планировать дальнейшие действия для совершенствования результата.
Формирование умения
осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Познавательные:
умение делать выводы.
Орг. момент
- Добрый день. Меня зовут Наталья Сергеевна. Я учитель-логопед. И сегодня мы с вами проведём занятие, на котором покажем нашим гостям, что я умею, и что вы знаете. Покажем? Поможете мне. Но сначала давайте познакомимся.
- Какое сейчас идет время года? Месяц? День недели?
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно, работаем старательно.
- Да хорошей работы нам нужно хорошее настроение
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Давайте улыбнёмся (улыбочка) ручка на локоточек, ладошка в форме блюдца.
Трубочка – ладошка бутончик; чередуем упражнение трубочка – улыбка.
Качели – ладошка вверх – вниз.
- Молодцы! А ещё для работы нужно правильно дышать, давайте выполним дыхательные упражнения:
Медленный глубокий вдох через нос, руки при этом поднимаются через стороны вверх, потянуться на носках вверх, удерживая равновесие.
Задержать дыхание.
Медленно выдохнуть тёплую струю.
Задержать дыхание.
Снова медленный вдох, руки через стороны вверх.
Задержать дыхание, удерживая равновесие на носках.
Выдох в три порции.
Задержать дыхание. (Упражнение повторяется 3-4 раза.)
- Какое действие выполняла наша дыхательная система?
Тема занятия
Слайд 1
- Посмотрите на слова
- Что общего в этих словах?
- В чём различие слов?
- С помощью чего образованы слова: вдыхали - выдыхали? (С помощью приставок в-, вы-).
- А как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься? (образовывать новые слова при помощи приставок)
- Сделайте вывод, какая тема нашего занятия? (Приставки) Слайд 2
Ребята по пути к Вам я встретила девочку, она была очень грустная, потому что потеряла свою шляпку. Я пообещала, что мы поможем ей. Но для этого нужно пройти её путь и выполнить все предложенные задания. Поможем девочке? За каждое выполненное задание мы с вами будем получать жетончик подсказку.
Основная часть
Посмотрите на доску какое слово здесь лишнее Слайд 3
– Выделите лишнее слово: поход, ход, выход, переход.
– Почему вы так думаете?
– Что такое приставка? (это часть слова)
– Для чего она нужна? (чтобы образовывать новые слова)
– Её место в составе слова? (в начале)
- Назовите, какие приставки мы с вами использовали для образования новых слов.
Слайд 4 ЖЕТОН
Перед корнем есть приставка
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что я делаю?
Разрезаю лист бумаги.
Надрезаю лист бумаги.
Срезаю угол листа бумаги.
Вырезаю круг из листа бумаги.
- Ребята, скажите, я выполняла одно и тоже действие?
- А смысл слов, которые обозначают действие одинаковый?
- Почему? Какая часть слова уточняет действия?
- А теперь попробуйте сами, выполнить действия по моей инструкции:
Налей воду в стакан
Перелей воду в стакан
долей воду в стакан
Полей цветок водой из стакана
Вылей воду из стакана
- Ребята, скажите, вы выполняли одно и тоже действие? Какая часть слова уточняет значение действия? Скажите, какие приставки мы с вами использовали для выполнить действий с водой?
Вывод: Глаголы обозначают одно действие, приставка помогает уточнить, как именно выполнялось действие. СЛАЙД 5 ЖЕТОН
Работа в паре: правила работы в паре
У Вас на карточках записаны слова.
1-й ученик выбирает слова, обозначающие удаление, а 2-й - слова, обозначающие приближение. А ты будешь проверять, правильно ли ребята справятся с заданием. Для этого тебе нужно для слов в 1 столбике выбрать пару из второго столбика. В 1 столбике записаны слова, обозначающие удаление, а во втором слова, обозначающие приближение. За правильный ответ ребята получат жетончики (на жетончиках изображены части приставки)
1. Убежать 2. Прибежать
Отъехать подъехать
отойти подойти
угнать пригнать
- Назовите какие приставки имеют значение удаления у -, от -, ото –
- Назовите, какие приставки имеют значение приближения
при -, под -, подо -.
в 1 паре значение слов одинаковое? (нет)
А что в словах изменяет смысл. (приставка)
- Вывод: в зависимости от того какая приставка стоит перед корнем изменяется смысл слова.
Слайд 6 ЖЕТОН
Физминутка: Слайд 7
Настало время отдохнуть. Но мы наш отдых проведём с пользой. Посмотрите на следующий слайд. Я буду читать стихотворение, а вы должны добавить слова с приставками. Давайте попробуем, как это у нас получится.
Милым детям нужно. стать
Руки медленно -…нять.
Пальцы -…жать, потом. жать,
Так секунду -…стоять.
Руки плавно -…пустить
Всё ещё раз повторить. Слайд 8 ЖЕТОН
Игра «замочек» (Суджок терапия) Слайд 9
Замените каждое словосочетание словом с приставкой. Образец: час перед рассветом - предрассветный час.
часы на стене -.
переход под землей -.
камни под водой -.
совет без пользы -.
календарь на столе -.
Ребята какая часть слова помогла нам изменить слово. (приставка)
Вывод: приставка служит для изменения слов.
Слайд 10 ЖЕТОН
Работа в группе (деформированное слово)
Выберите свои фигурки и составьте слово.
Посмотрите на свои слова, что в них общее? (приставка)
Прискакал, прибежал, приплыли, принеси, прилетел.
А чем отличаются?
Слайд 11 ЖЕТОН
Ребята мы с вами выполнили все задания. Давайте подумаем, как нам с вами собрать подсказки, чтобы найти шляпку девочки.
Собираем части жетонов. (получилась приставка)
Ребята я думаю, что девочка обрадуется нашей находке. А в благодарность за нашу работу девочка приготовила для вас подарки. Но не простые, а с заданием. Чтобы вы не забывали про неё вам нужно найти в тексте слова с приставками – и обозначить приставки. (Раздаются карточки с написанным на них текстом в виде конфеты.)
Пролетело веселое лето. Наступила осень. Листья на деревьях пожелтели. Птицы улетели в тёплые края. Животные приготовили запасы на зиму. Приготовились к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирали их на зиму.
Итог
- Чем мы с вами сегодня занимались?
- А что вам больше всего понравилось?
Рефлексия. Смайлики. Слайд 12
Занятие полезно, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!