Нина Жидкова
Логопедическое занятие по теме «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить в речи навыки дифференциации звуков с-ш.
Задачи:
Образовательные: учить пользоваться различной громкостью голоса;
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
Публикация «Логопедическое занятие по теме „Дифференциация звуков [с]-[ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие: закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении; формировать фонематический слух; способствовать развитию речевого дыхания; способствовать формированию грамматического строя речи; способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
Воспитывающие: воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование: игрушка «Снеговик»; пиктограммы; пособие к игре «Вазы»;
картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш]; пособие для дыхательной гимнастики.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделай глубокий вдох через нос и вдохни в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохни через ротик все обиды, злобу, огорчения.
Ребенок делает вдох и выдох три раза.
- А теперь, посмотри, кто пришёл к нам в гости? (снеговик).
II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
- Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а ты поможешь ему её расшифровать.
Ребенок по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т. д. (Произносит громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
III. Упражнение на развитие мимики.
- А у снеговика есть друзья, хочешь узнать какие?
- Вот такие друзья у нашего снеговика!
IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
- А теперь снеговик хочет с тобой поиграть (д/и «Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные :ша – са шу – су аш – яс ош – ос шо – со ши – сы уш – ус са – ша су – шу яш – аш ши – ис со – шо сы – ши еш – ес
- а теперь слова: шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки, шип – сип, пошёл – посол саша – саша – саша (ударение на второй слог) сошо – сошо – сошо
- Хорошо, а сейчас по картинкам: крыса – крыша, миска – мишка, каска - кашка, тушь – туз, уши – усы, плюс - плюш
V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.
- А наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.
Помоги ему их собрать.
Подбирает недостающие части.
- А теперь давай посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т. д.
Считает, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
VI. Логоритмическое упражнение.
А давай попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
- Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?
(«Бурю»)
VIII. Игра на развитие фонематического слуха.
- Ох, сколько же ты снежинок надула. А снежинки волшебные, с картинками. Тебе нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки: лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т. д.
IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
- А снеговик придумал тебе игру за то, что ты не дала ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить тебе неправильные фразы, а ты должна будешь сказать их правильно.
Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.
Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
- А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушай, что он придумал:
Как – то вечером старушки
Пили чай и грызли …сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет. ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в … миску.
-А теперь давай, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
XI. Итог.
- Молодец! Тебе понравилось играть со снеговиком? А что тебе запомнилось больше всего? Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.