Людмила Немцева
Логопедическое занятие по коррекции письменной речи в 3 классе «Дифференциация предлогов и приставок»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие по коррекции письменной речи 3 класс
Учитель-логопед МАОУ СОШ №21 г. Челябинска Немцева Л. В.
Тема Дифференциация предлогов и приставок
Публикация «Логопедическое занятие по коррекции письменной речи в 3 классе „Дифференциация предлогов и приставок“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель развивать умение различать предлоги и приставки, правильно употреблять их устной и письменной речи
Задачи
1. закрепить знания, умения, навыки о приставке и предлоге. (отметить словообразующую и смысловую роль приставки;уточнять пространственные представления, их выражение посредством предлогов)
2. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.
3. упражняться в раздельном написании предлогов; в слитном написании приставок;
4. Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.
5. Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.
УУД:
• личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
• регулятивные (целеполагание; планирование, навык самоконтроля, оценка успешности);
• познавательные (поиск и выделение необходимой информации);
• коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и слышать, вступать в диалог с учителем и сверстниками)
Оборудование
1. Оргмомент Приветствие
Давайте улыбнемся друг другу. Как много улыбок засветилось. Готовы ли вы к сотрудничеству? Девизом занятия будет :
Говорим чётко, громко, понятно:
Глаза смотрят и всё видят,
Уши слушают и всё слышат.
Я сначала думаю, а потом говорю. Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе!»)
Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
– Желаю (соприкасаются большими пальцами)
– успеха (указательными)
– большого (средними)
– во всём (безымянными)
– и везде (мизинцами).
– удачи тебе на занятии! (прикосновенье всей ладонью руки)
2. Основная часть занятия
Актуализация знаний
Мы продолжаем путешествие по стране «Грамматика», а вот по какой теме, вы мне сейчас скажете сами.
Актуализация знаний
Выполнить задание по инструкции
-достаньте ручку из пенала
- положите ручку на стол
-подержите ручку над столом
-положите ручку книгу
Почему вы не смогли выполнить последнее задание. Какое слово я пропустила? Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, нужно вспомнить о маленьких словах-предлогах. Давайте вставим нужный предлог и выполним действие.
На доске записаны предложения :
Света (с)няла маленького котёнка (с)дерева.
Щенок (со)гнал (со)скамейки воробьёв.
Посмотрите, на доску. Какое задание нужно выполнить?раскрыть скобки. Что вызывает трудности Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?
Что же мы будем изучать на занятии? предлоги и приставки
- Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное написание приставок и предлогов (тема вывешивается на доску).
Какую задачу нам предстоит решить на занятие?
Научиться различать и правильно писать предлоги и приставки. Чтобы не делать ошибки в правописание предлогов и приставок в письменных работах, правильно употреблять в речи.
В стране Грамматики у предлогов были всегда свои домики. Они были важными, строгими и очень самостоятельными. В предложении всегда имели своё место. Некоторые предлоги указывали место. Да, вы их знаете (дети называют) В,НА,ПОД,НАД,ЗА,У (схема квадратики) ,другие показывали куда двигаться К,ОТ,ДО,С (схема)
А приставки домики не имели. Они не умели жить самостоятельно, были очень беспомощными. И придумали они прицепляться к другим словам. Чтобы не прогнали, стали они придавать словам разные значения (подбежал, забежал, выбежал) и образовывать новые слова (выход, переход, подход).
Но многие приставки были похожи с предлогами и обратились они к Царице Грамматики за советом. Пришли на помощь слова-признаки. Они предложили себя вставлять в слова. И главным словом назначили слово-признак «Красивый». Если это главное слово красный вставляется, то это предлог. Его пиши раздельно, а если нельзя вставить, то это приставка. Так приставки навсегда приклеились к словам, особенно к словам действиям, а предлоги стали дружить со словами –признаками.
Теперь и мы с вами научимся отличать приставки от предлогов и правильно их писать.
Тренировочные упражнения на различение предлога и приставки (устно с доски).
Давайте вспомним, что мы знаем о предлогах и приставках
Что такое предлог? (это слово).
- Для чего нужен предлог? (для связи слов в предложении).
- Как пишется предлог с другими словами? (раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово – признак или вопрос).
- Что такое приставка? (приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
- Как пишется приставка со словами? (слитно).
Слова записаны на доске. Прочитайте и назовите предлоги и приставки
Как мы с вами рассуждали?
Работа со словом Работа в парах
За (школой) На (мело)
На (льду) Во (дворе)
По (бежать) Под (снежник)
За (мёрзнуть) При (горок)
У (дороги) Под (сосной)
А теперь обменяйтесь карточками ипроверьте. Взаимопроверка. Если слово обозначено правильно поставьте «+» над словом, если неправильно, то поставьте «--».
Физминутка
Мы активно отдыхаем –
То встаём, то приседаем –
Раз-два-три-четыре-пять,
Вот как надо отдыхать. (Приседания)
Головой теперь покрутим –
Лучше мозг работать будет. (Вращения головой)
Вертим туловищем бодро –
Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем).
Отдохнули – и за дело,
Снова мы за парты сели.
Работа со словосочетанием
Вставьте нужные по смыслу предлоги. Обозначьте приставки.
забежал ___ угол
наступил ___ палку
сняла ___ веревки
побежал ___ дороге вбежал ___ школу
отрезал ___ куска
стерла ___ мебели
отскочил ___ двери
Составьте словосочетания, соединяя слова первого и второго столбика линиями.
по дорожке
по телефону
по свету
по стеклу,
по столу поговорила
пошел
постучал
побежал
потер
Работа с предложением
Вернемся к предложениям, которые написаны на лоске
Раскроем скобки в первом предложении. Прочитайте четко предложение, доказывая наличие приставок и предлогов. Если это приставка, то соедините её со словом и обозначьте крышечкой. Если это предлог подчеркните пробел и обведите предлог в треугольник.
Составь предложение (работа в парах).
На карточках (в конвертах) написаны предложения. Каждой парте конверт, в котором лежат карточки со словами. Из этих слов вам необходимо составить предложение и записать его в тетрадь, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
Мышка, из, норки, вылезла
Бабушка, из, деревни, приехала
Ребята, побежали, купаться, в, реке.
Тропинка, нас, привела, к, дому, лесника.
Галка, с, крыши, слетела, сарая.
Кошка, из, комнаты, выскочила
Каждая парта прочитает свои предложения. Назовите слова с предлогами и приставками.
3. Подведение итогов.
-Что такое предлог и приставка.
- Как же отличить предлог от приставки? Какой алгоритм будем использовать, чтобы предупредить ошибку в написание предлогов и приставок?
Что запомнили? Кому было трудно? Кто старался преодолевать трудности?
У кого это получилось? А у кого нет?
Рефлексия деятельности.
Вспомните свои впечатления на уроке. За что можете похвалить себя? Закончите предложения :
Я узнал на уроке…. Мне было трудно…. Мне было интересно…
Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.