Ирина Алексеенко
Логопедическое занятие «Перелётные птицы» для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
-развитие и коррекция речи детей по теме «Перелётные птицы».
Задачи:
-активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Перелётные птицы»;
-корректировать звукопроизношение через развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
-совершенствовать слуховое, зрительное внимание и речеслуховую память;
-развивать лексико-грамматический строй речи (словообразование и словоизменение);
-развивать образное мышление и воображение;
-воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
Публикация «Логопедическое занятие „Перелётные птицы“ для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
-картинки с изображением перелётных птиц (ласточка, грач, скворец, журавль, лебедь, утка, гусь, кукушка);
-репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
-плоскостной геометрический материал (треугольники для моделирования);
-аудиозапись голосов птиц леса;
-разноцветные картонные сердечки для поощрения детей за ответы.
Предварительная работа:
-разучивание стихотворений «Про птичку» и «Гусь гуляет по дорожке».
Ход занятия:
1) Орг. момент, знакомство с темой
-- Сегодня мы будем говорить о перелётных птицах. Почему они так называются?
(Потому, что улетают зимой на юг)
-- Какое сейчас время года?
(Осень)
-- А какое время года было перед осенью?
(Было лето)
-- Давайте вспомним тёплое лето.
2) Артикуляционная гимнастика
-- Улыбнулись, показали свои зубки (Упр. «Улыбка»)
-- Наш язычок открыл двери своего домика и выбежал на улицу погулять, посмотрел по сторонам, вверх и вниз (Упр. «Осмотрелись»)
-- Вспомним, как гуляли мы по летнему парку, катались на качелях
(Упр. «Качели», скатывались с горки (Упр. «Горка»).
-- А вот на старом дереве висят часы с кукушкой (Упр. «Маятник»).
-- Вспомним, каких лошадей встречали мы в парке (Упр. «Лошадки»).
-- На полянке было много цветов и грибов (Упр. «Грибочки»и «Цветочки»).
-- Вспомним, как встретили мы дятла и котёнка. Как дятел стучал по дереву? (Упр. «Дятел»). Как котёнок лакал молоко? (Упр. «Котёнок лакает» и «Котёнок облизнулся»).
-- Да, хорошо было летом! Но раз пока нельзя гулять, ведь пошёл дождь, то можно заняться домашними делами (Упр. «Подметём пол», «Побелим потолок»)
-- Теперь можно и перекусить. Нальём чая в чашку (Упр. «Чашечка») и поедим вишнёвого варенья (Упр. «Вкусное варенье»).
-- А теперь почистим зубки (Упр. «Чистим зубки») и прополоскаем во рту (Имитация полоскания).
-- Устали? Можно и отдохнуть (Закрыть рот, язык внизу, за нижними зубами).
3) Развитие речеслуховой памяти.
-- Проверим, стали ли ваши язычки послушными? Повторите цепочку слогов и скажите, на что это похоже?
-- Ку-ку-ку-ку;
-- Га-га-га-га;
-- Чив-чи-чив-чи;
-- Фью-вью-фью-вью;
-- Пиу-пиу-пи-пиу;
(Это похоже на голоса птиц)
4) Пальчиковая гимнастика.
-- Давайте теперь покажем птиц руками. (Стишок «Про птичку», дети показывают руками.)
Птичка крылышки сложила,
Птичка крылышки помыла,
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла,
Птичка зёрнышки поела,
Полетела, полетела!
5) Прослушивание птичьих голосов
-- Прислушайтесь, ребята. Что вы сейчас услышали?
(Голоса птиц)
-- Верно! Это щебетание, свист, пение, стрекотание называется «Птичий гомон». Этот гомон, как музыка леса. Скучно и тихо было бы в лесах, парках, садах без птиц. А ещё птицы приносят большую пользу. Кто знает, какую?
(Уничтожают насекомых-вредителей)
-- Значит они – насекомоядные.
-- Но вот наступает осень и некоторые птицы…
(Улетают в тёплые края).
-- Кто знает, почему?
(Становится холодно и голодно).
-- Какие же птицы улетают? Вот некоторые из них (Выставляются картинки птиц)
-- Вот утка и гусь, значит улетают…
(Утки и гуси)
-- Вот журавль, значит улетают…
(Журавли)
-- А кто это?
(Лебедь)
-- Значит улетают…
(Лебеди)
Аналогично с картинками грача, кукушки, ласточки, скворца.
6) Моделирование
-- Как же они улетают?
(Они улетают стаями).
-- Да, но стаи бывают разные. Грачи, скворцы и ласточки улетают беспорядочными стаями. Гуси, утки, лебеди – вереницей. Журавли – клином. (Моделирую типы стай из треугольников на магнитной доске)
-- Представьте, что это – птица
-- Утки, гуси, лебеди вереницей.
-- Ласточки, грачи, скворцы беспорядочной стаей.
-- Журавли клином
-- Кукушки поодиночке
-- Выложите из треугольников, как улетают утки (ласточки, журавли, кукушки)
(Проверяю)
7) Психогимнастика
-- Прощаясь, птицы издают разные печальные звуки. Представьте, что вы птицы и повторите их.
-- Ласточки «чифкают» -- чиф-чиф-чиф.
-- Грачи «гаркают» -- гар-гар-гар.
-- Журавли «курлычут» -- ур-ур-ур.
-- Гуси «гагочут» -- га-га-га.
-- Утки «крякают» -- кря-кря-кря.
-- Лебеди во время перелёта издают редкие гортанные звуки, а во время опасности «шипят» -- ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
-- Скворцы летят молча, хотя умеют издавать разные звуки, повторяя кваканье лягушки, мяуканье котёнка – ква-ква-мяу-мяу.
-- А теперь давайте поиграем. Я называю птицу, а вы печально повторяете её прощальную песню. Будьте внимательны.
8) Развитие общей моторики
-- Вспомним стихотворение «Гусь гуляет по дорожке»
-- Сейчас нужно не просто правильно проговаривать слова, но и вместе со словами выполнять движения весёлого и хвастливого гуся.
Гусь гуляет по дорожке
(дети идут горделиво, высоко поднимая колени, руки за спиной)
Гусь играет на гармошке
(дети продолжают ходьбу вокруг свей оси, руки разводят в стороны, имитируя движения гармошки)
И гордится гармонист
(дети останавливаются и ладошками стучат себе в грудь)
Я га-га-га голосист.
(дети подпрыгивают и разводят руки в стороны вверх)
9) Развитие речи по картине Саврасова «Грачи прилетели»
-- Итак, птицы улетают осенью далеко-далеко в тёплые края, а когда же они возвращаются?
(Весной)
-- Что знаменательного происходит весной у всех птиц?
(У них появляются птенцы).
-- Посмотрите на картину Саврасова А. К. «Грачи прилетели». Что вы видите? Расскажите.
(Только наступила весна, а грачи уже вернулись к нам. Они начали строить гнёзда на ветвях деревьев и откладывать в них яйца. А потом грачи будут выводить птенцов).
-- Верно, чтобы вырастить птенцов, грачи, сначала, вьют гнёзда, чтобы было, куда откладывать яйца.
-- Грачи прилетают самыми первыми из всех птиц. Они, как бы, ведут за собой весну.
10) Речевая игра «Кто у кого»
-- У грачей из яиц появляются грачата.
-- А у скворцов?
(Скворчата)
-- У уток?
(Утята)
-- У кукушек?
(Кукушата)
-- У гусей?
(Гусята)
11) Развитие зрительного внимания.
На доске выставляются карточки птиц. (Грач, ласточка, гусь, журавль, скворец, лебедь, кукушка, утка). Детям предлагается назвать каждую птицу, а потом закрыть глаза и заметить перестановки, которые были совершены на доске за это время.
12) Итог
-- О ком мы говорили сегодня?
-- Что значит слово «Насекомоядные»?
-- Какие птицы улетают клином? (поодиночке? вереницей? беспорядочной стаей)
-- Что такое «птичий гомон»?
-- Какие птицы «ведут за собой» весну?
https://yadi.sk/i/MjSschsbqfgy6 - скачать корректную версию.