Наталья Колтубаева
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Социализация, Познание, Коммуникация, Музыка.
Цель:
Формирование у детей младшего дошкольного возраста устойчивого интереса к перелетным птицам; активизация пассивного словаря.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему: Перелетные птицы, места их обитания, корм для птиц.
Публикация «Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Прослушивание записи голосов птиц.
Программные задачи:
• Расширять представления детей о перелетных птицах, об условиях, необходимых для жизни птиц, о местах их обитания.
• Закреплять умение детей различать голоса разных птиц.
• Помогать детям выражать свою точку зрения.
• Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о природном окружении.
• Активизировать употребление в речи названий птиц и их птенцов.
• Закреплять умение детей употреблять прилагательные и существительные с обобщающим значением (дикие птицы, домашние птицы, зимующие птицы, перелетные птицы.)
Ход:
В группу заходят дети вместе с воспитателем и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько пришло к нам гостей. Мы очень рады видеть вас! А как еще можно выразить свою радость? (Улыбнуться). Давайте улыбнемся гостям и друг другу и покажем, что мы очень рады нашей встрече! Вы хотите со мной поиграть и наши умения гостям показать?
И первая игра называется: «Не сорока, не ворона и не чайка» (дети стоят в кругу)
Педагог говорит слова: Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица угадай-ка, и показывает каждому ребенку слайды с изображением птицы : (сова, кукушка, ласточка, скворец, соловей, трясогузка, грач, цапля, журавль, аист).
Воспитатель: Молодцы. Всех птиц отгадали верно. Предлагаю поиграть в игру «Назови лишнюю птицу» (дети сидят на стульях)
На слайде картинки с изображением птиц : ласточка, трясогузка, курица.
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? (Ответы детей)
А почему, остальных птиц называют дикими? (Живут самостоятельно, пищу добывают сами, сами строят себе жилище).
Какую пользу приносят дикие птицы? (Уничтожают насекомых).
Воспитатель: ребята закройте глаза (картинки с птицами переставляю местами, вместо курицы ставлю синицу)
Воспитатель: Какая птица лишняя? Почему? (Ответы детей)
Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (Нечем питаться, негде жить, холодно.)
Воспитатель: А знаете ли вы, что согревает птиц в морозную и холодную погоду? (Перышки). Сегодня утром, когда я открыла окно, на подоконник села красивая птичка, а когда она улетела, то на подоконнике осталось лежать вот это перышко (достаю перышко из коробочки, рассматриваю его с детьми). Посмотрите, какое перышко легкое, нежное, мягкое, давайте подуем на него. Полетело перышко, легкое, воздушное, ветерку послушное. Маленькие перышки согревают птиц, а большие перья помогают им летать.
Физминутка: подвижная игра "Зимующие и перелетные" проводится под фонограмму веселой музыки.
Воспитатель: Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу - "летите" и "машите крыльями". Если назову зимующую - приседайте и хлопайте в ладоши.
Дети идут под музыку и поют:
"Друг за другом мы идем, дружно, весело поем.
Надо думать, не зевать, только верно показать".
(Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).
Воспитатель: Молодцы. Знаете и зимующих и перелетных птиц. А можете ли вы угадать птиц по голосу? Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай птицу по голосу?», если вы правильно отгадаете птицу, она нам покажется.
(В грамзаписи звучат голоса птиц : кукушки, ласточки, скворца, соловья, трясогузки, грача, жаворонка)
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, узнаете ли вы птиц, если бы они сами о себе рассказали. Игра «Птицелов»
Дети с масками птиц на голове становятся в круг, в центре круга стоит птицелов с завязанными глазами. Дети ходят вокруг птицелова со словами :
В лесу, во лесочке
На земле, на дубочке,
Аи, птицелов идет
Он в неволю нас возьмет.
Птицелов подходит к ребенку, который говорит:
1. Из всех перелетных птиц я самый черный, важно расхаживаю по проталинам и ищу червяков. (Грач)
2. Я не строю своего гнезда, и подкидываю свои яйца в гнезда других птиц (Кукушка)
3. Я пою лучше всех птиц (Соловей)
4. Я черненькая, маленькая, строю свои гнезда из глины под крышами домов. (Ласточка)
5. Я могу подражать пению других птиц, лаю собак, кваканью лягушек. (Скворец)
6. Я одна из самых полезных птиц, уничтожаю мух и комаров. Когда хожу по земле, то потряхиваю своим длинным хвостиком. (Трясогузка)
7. Свои гнезда я вью в ямках на земле. Люди говорят, если рано утром не слышно моего голоса - это к дождю или плохой погоде. (Жаворонок).
Звучит грамзапись - пение птиц.
Воспитатель: А теперь закрыли все глаза, слушаем грамзапись и выполняем упражнения:
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Всё чудесно расслабляется.
-Хорошо нам отдыхать.
Но пора уже вставать.
Потянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза
И встать.
-Веселы, бодры мы снова
И к игре мы все готовы!
Игра с мячом «У кого кто?»
Воспитатель: Я буду бросать «звучащий» мячик каждому из вас и называть взрослую птицу, вы будете ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- грач (грачата) - гусь (гусята)
- скворец (скворчата) -аист (аистята)
- утка (утята) -лебедь (лебедята)
- кукушка (кукушата) - журавль (журавлята)
- ворон (воронята) - тетерев (тетеревята)
-галка (галчата) - орел (орлята)
- сова (совята)
- глухарь (глухарята) - перепел (перепелята)
Зрительная гимнастика.
Летели две птички собой невелички. Как они летели, все люди глядели, Как они садились, все люди дивились. Кладет палочку на стол рядом другими птицами
Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько здесь птиц собралось - целая стайка.
Пальчиковая игра «Пой-ка, подпевай-ка: десять птичек - стайка».
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка скворушка, серенькое перышко.
Это - зяблик,
Это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну, а это - злой орлан.
Птички, птички - по домам!
Воспитатель: Сколько птиц даже не разобрать - где перелетные, где зимующие. А давайте, их разделим? К картинке, где изображена зима, поместим зимующих птиц, а где изображена весна - перелетных.
Дети выкладывают к картинке, где изображена зима - зимующих птиц, перелетных – к картинке, где изображена весна.
Воспитатель: А вот интересно, чем питаются перелетные и зимующие птицы, вы знаете?
Дети подходят к столу и выбирают корм для зимующих и перелетных птиц и ставят рядом : картинки с изображением насекомых - перелетным птицам, тарелочки с хлебными крошками, ягодами рябины, калины, семенами подсолнуха, салом - зимующим птицам. Обосновывают свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями, и наши птички тоже остались довольны вами.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть? (Да). Женя, что нового ты узнала? А Юле, что больше всего понравилось? (Дети отвечают).
О ком мы сегодня говорили?
Как можно назвать этих птиц?