Митряхина Наталия
Логопедическое сопровождение коррекционного и педагогического процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Митряхина Н. С.
В своей работе выделяю несколько этапов:
1. Диагностический.
2. Корекционно – развивиающий.
3. Контрольный.
4. Консультативный
5. Самообразование.
Мой учебный год начался с проведения диагностики с целью определения и выявления нарушений письменной и устной речи.
По результатам диагностики мы видим результат:
Обучающиеся с 1 по 6 классы ГБОУ «Специальная школа интернат г. Данкова» имеют следующие нарушения:
7 обучающихся - СНР тяжелой степени при УО;
25 обучающихся - СНР средней степени при УО.
Публикация «Логопедическое сопровождение коррекционного и педагогического процесса» размещена в разделах
Обследование проводилось с учетом рекомендации протоколов ПМПК.
Всего на логопедические занятия было зачислено 32 ученика с нарушением устной и письменной речи (дисграфия и дислексия). У всех учащихся имеются нарушения психических процессов, нарушена переключаемость движений губ и языка. С трудом удерживает заданную позицию и испытывает трудности в переключении с одной артикуляционной позиции в другую, аграмматизмы в письме и речи.
При логопедической диагностике нарушение речи у учащихся с особыми образовательными потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, средней, легкой степени тяжести). Диагностируется как устная, так и письменная речь учащихся. По результатам диагностики на каждого учащегося заполняются речевые карты, составляется индивидуальный план коррекционно-логопедической работы.
Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или групповых занятиях. Занятия проводятся с учащимися 1- классы 2 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
• Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
• Частый повтор упражнений с элементами новизны
• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
• Конкретность и доступность заданий
• Умеренный темп работы
• Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т. д.)
• Использование различных образовательных технологий
Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов.
На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
В своей работе использую Индивидуальное устройство воспроизведения и передачи звука (ИУВП представляет собой проводную гарнитуру. ИУВП оснащено наушниками, имеющими закрытый тип и микрофоном).
Слайд№ 1, 2, 3
Специализированный комплекс для логопедического обследования (СКЛО – предназначен для диагностики речевого развития.
Слайд№ 4, 5,6
При постановке звука помогают зрительное восприятие артикуляции, тактильное восприятие муляжа, кинестетические ощущения от движения кисти руки, воспроизводящей положение языка при произношении данного звука, опора на кинеститеческие ощущения языка, губ, которые устанавливаются в правильном положении с помощью зонда, шпателя.
Слайд№ 7,8,9,10
Использую игры и упражнения: по коррекции дыхания, просодики, мелкой моторики, на совершенствование слоговой структуры слова, на совершенствование лексико- грамматического строя речи, на развитие фонематического восприятия.
Слайд№ 11, 12, 13, 14, 15
Использую компьютерные технологии и технические средства обучения и т. д. Большинство школьников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Слайд№ 16,17,18,19,20,21,22,23
Использую приемы Су - Джок терапии которые можно использовать в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Слайд№ 24,25,26
Для устранения недостатков речи использую песочную терапию.
Слайд № 27,28,29,30
Задача логопеда - устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.