Лена Конева
Логопедическое обследование произносительной стороны речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое обследование произносительной стороны речи у дошкольников
Пояснительная записка
Количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание.
Цель: изучение теоретических и методологических основ формирования произносительной стороны речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Ознакомиться с основными видами нарушений произносительной стороны речи дошкольников;
Публикация «Логопедическое обследование произносительной стороны речи у дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
2. Провести обзор методик логопедического обследования детей, программ логопедической работы по профилактике и преодолению отклонений в речи;
3. Изучить особенности взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса при профилактике речевых нарушений детей дошкольного возраста.
Методы исследования - аналитический обзор литературы по данной теме, анализ методик, программ, направлений, экспертных оценок.
Основная часть
Логопедическое обследование ребенка всегда необходимо для определения уровня развития его речи.
Основой логопедического обследования являются общие методы и принципы педагогического обследования : оно должно быть динамическим, комплексным и целостным, но вместе с этим оно должно иметь свое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Каждое речевое нарушение характеризуется своим комплексом симптомов, причем некоторые из них оказываются стержневыми, то есть основными первичными для каждого нарушения, другие, в свою очередь, только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, то есть вторичными.
На данный момент в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи. Рассмотрим часть из них.
Методы логопедического обследования :
• педагогический эксперимент;
• беседа с ребенком;
• наблюдение за ребенком;
• игра.
Профессор Грибова О. Е. выделяет пять этапов логопедического обследования :
Первый этап – ориентировочный (представляет собой сбор анамнестических данных, беседу с родителями, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностей).
Второй этап - диагностический (непосредственно сама процедура обследования речи ребёнка).
Третий этап – аналитический (интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы).
Четвертый этап – прогностический (логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы).
Пятый этап - информирование родителей (заключительный, общение без присутствия ребёнка) [11; 14].
Методика «Логопедическое обследование детей» (В. М. Акименко)
Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» предназначена для диагностики речевого развития детей с четырех до восьми лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно с автором методики В. М. Акименко, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института [2]. Методика награждена международным дипломом Британской Академии Образования, издается в компьютерном варианте впервые, обновлена и дополнена автором.
«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий набор методических материалов и компьютерную программу. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном дизайнерском и цветовом оформлении, с одновременной возможностью фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев, создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком.
В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I - IV уровни) и разработать схему индивидуальной коррекционной работы [2;14-25].
Тестовые методики определения уровня речевого развития детей
Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т. В., Домнина О. В. [5].
Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.
Обследование звукопроизношения (автор Чиркина Г. В)
Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения. Далее исследуют звуки в словах и предложениях.
Проверяются следующие группы звуков: гласные: а, о, и, о, у, э, ы. ; свистящие, шипящие, аффрикаты: с, с, з, з, ц, ш, щ, ч; сонорные: р, р, л л,, м м,, н н, ; звонкие и глухие парные: б-п, д-т, г-к, в-ф, в твё рдом и мягком звучании: б, п, д, т, г, к, в, ф, мягкие звуки в сочетании с разными гласными, то есть пи, пе, пя, пю (также дь, ть, мь, сь).
При обследовании следует отмечать характер произнесения ребенком изолированных звуков, указывая характер нарушения (например, звук С — межзубный: звук Ш заменяется межзубным С; звук Ч заменяется ТЬ и др.).
Используют задания, состоящие в многократном повторении одного звука, т. к. при этом создаются условия, облегчающие артикуляторное переключение с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии.
Полезным для логопедического анализа является и повторение вразбивку двух звуков или слогов, предполагающее четкое артикуляционное переключение (например, КАП-ПАК). Сначала предъявляются звуки, резко отличающиеся друг от друга артикуляцией, затем — более близкие. При этом отмечаются случаи, когда детям не удается моторное переключение с одного звука на другой и они вместо повторения начального звука второй пары персеверируют предыдущий. Отмечается также и появление «усредненной» артикуляции (например, Т и Д передаются одним и тем же полузвонким, Т и Т’ — полумягким).
Затем логопед выясняет, как ребенок пользуется звуками в речи. При проверке обращается внимание на замены, искажения, пропуски звуков. С этой целью обследуют произношение слов. Предъявляются наборы картинок, включающие слова из проверяемых звуков; отбираются слова различной слоговой структуры.
Произношение шипящих и свистящих звуков можно обнаружить на примере слов собака, колесо, нос, сосна, пастух, касса, шапка, шуба. Особое внимание уделяется тому, как эти звуки произносятся в предложениях.
Произношение сонорных звуков : [р] [р,][л] [л,] [м] [м,] [н] [н,] исследуется изолированно, а также в слогах и словах (парта, тарелка, лодка, кролик, портфель, маляр, крылья и т. д).
При обследовании произношения согласных звонких и глухих ([б]- [п], [д]- [т], [г]- [к], [в]- [ф], [з] -[с] нужно учитывать, что степень оглушения детьми согласных может проявляться не всегда в равной мере. Слова для повторения: белка, бумага, вагон, кубик, звонок, медвежонок.
Произношение мягких и твердых согласных обследуется на примере их сочетаний с гласными И, Я, Е, Ё в словах: дети, котенок, рюмка, белье, пять.
С помощью специальных заданий выявляют способности к переключению артикуляционных движений. Ребенку обычно предлагают несколько раз повторить звуковой или слоговой ряд, а затем последовательность звуков или слогов изменяется. Отмечается, легко ли удается переключение. (А-И-У, У-И-А и т. д. ; КА-ПА-ТА, ПА-ТА-КА, ТА-ПА-КА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО, ПЛО-ПЛУ-ПЛА и др.)
Проверяется также умение произносить слоги с множественным стечением согласных: СКЛА, ВЗМА, ЗДРА и т. п.
Чтобы обследовать умение ребенка произносить слова различной слоговой сложности, ему предъявляют предметные картинки, которым он дает наименование; затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения. Результаты выполнения обоих видов заданий сравнивают и отмечают, что именно ребенку легче выполнить.
Важно отметить также, состоят ли слова, слоговая структура которых искажается, из усвоенных или неусвоенных звуков. Отмечается характер искажения: сокращение числа слогов : маток вместо молоток, упрощение слогов : тулъ вместо стул, уподобление слогов : татуетка вместо табуретка, добавление числа слогов : команамата вместо комната, перестановка слогов и звуков : деверо вместо дерево.
Следует проверить умение произносить звуки в предложениях, состоящих из правильно произносимых звуков и из дефектных.
Для выявления негрубых нарушений слоговой структуры слова ребенку предъявляются для повторения предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности.
В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения : отсутствие звука, искажение звука, замена звука и смешение звука.
Заключение
В данной работе изучены теоретические и методологические основы произносительной стороны речи детей дошкольного возраста.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению речевых нарушений детей дошкольного возраста, поэтому встаёт вопрос профилактики и коррекции речевых нарушений как наиболее значимый и приоритетный.
Предупредить некоторые возможные трудности развития ребёнка в дошкольном учебном учреждении, создать предпосылки для успешного обучения в школе можно и необходимо. Данная работа должна включать в себя своевременную логопедическую деятельность, профилактику речевых нарушений, совершенствование разных сторон речи, её качества.
Библиографический список
1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями/ В. М. Акименко. – Ростов н/Д., 2011.
2. Чиркина Г. В. Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией. Методы обследования речи детей. / Г. В. Чиркина. - М., 2003.3.
3. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. / В. И. Яшина – М., 2013.