Елена Майорова
Логопедический самомассаж
▼ Скачать + Заказать документы
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой паталогией.
Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Самомассаж удобен тем, что его можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, используя его многократно в течение дня, включая в любые режимные моменты (после утренней гимнастики, дневного сна, в рамках логопедического занятия, предваряя или завершая артикуляционную гимнастику).
Публикация «Логопедический самомассаж» размещена в разделах
Длительность одного сеанса массажа – 5-10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.
Поскольку в один сеанс самомассажа включается лишь несколько приемов, я подготовила стихотворный текст для одного из таких сеансов, в котором используются упражнения, воздействующие на все основные зоны, согласно рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка. Метод применения самомассажа с использованием стихотворного текста особенно полезен, так как обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма.
Дети выполняют массаж самостоятельно, вначале перед зеркалом, а затем и без него, когда все приемы будут выполняться правильно без зрительного контроля. Перед выполнением самомассажа ребенок должен быть чисто умыт.
Перед выполнением самомассажа нужно принять удобную расслабленную позу (лежа или сидя). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе, комментируя его соответствующим текстом.
Я хороший! Я хороший!
Очень я себя люблю!
На дворе денек погожий,
Значит, я гулять пойду.
Положить ладони обеих рук на области головы ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
Шапочку скорей надень –
На дворе прохладный день.
Шапочку надели,
В зеркало глядели.
Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
По дорожкам, по дорожкам
Побежали наши ножки.
Движения пальцев от середины лба к вискам.
Дождь по крыше застучал,
По дорожкам побежал.
Кап-кап! Кап-кап!
Вот так, вот так.
Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
Снова солнышко проснулось,
К нам лучами потянулось.
Раз, два, три, четыре, пять,
Можем снова мы гулять.
Проводить по бровям «лучики» от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
Мы очки скорей надели
И на солнце поглядели,
Солнышко лучистое,
Небо снова чистое.
Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой части к переносице, затем по брови к вискам.
Мы усы нарисовали,
Словно мушкетеры стали.
Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
Прикрепили бороду,
Пошли гулять по городу.
Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
Сели мы на паровоз,
Раздается стук колес:
Чух-чух! Чух-чух!
Мы помчались во весь дух.
Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против.
Едем в поезде и слышим:
Снова дождь стучит по крыше…
Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
Дождик намочил прическу –
Нужно взять скорей расческу.
Поглаживание губ зубами – сначала верхней, потом нижней.
Так трудились, так старались,
Даже мы проголодались.
Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
Нужно блинчики испечь,
А потом в кроватку лечь.
Похлопать ладошками по щекам.
На пуховую перинку
Мы положим наши спинки.
Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
Мы подушки повзбивали,
Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя»; точно так же убрать язык в полость рта.
Одеяло расправляли.
Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.
Положили ушки
На мягкие подушки.
Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.
Глазки закрывали –
Крепко засыпали.
Накрыть ушные раковины ладонями, закрыть глаза. Подержать в таком положении 2-3 секунды.