Екатерина Шатохина
Логопедический проект в средней группе «Лес. Грибы. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Лес. Грибы. Ягоды
"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет
развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,
вглядываться в неё и вслушиваться" –
писал В. А. Сухомлинский
Актуальность:
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Мы столкнулись с проблемой, что многие дети не знают названия грибов и ягод и не могут объяснить полезную значимость даров лета. Лексический запас детей по теме «Лес. Грибы. Ягоды» беден и нуждается в пополнении и активизации словаря. Именно поэтому мы с ребятами взялись реализовать проекта. Мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов и ягод, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц.
Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме "Грибы и ягоды".
Задачи: обогатить знания детей о грибах и ягодах, познакомить с их полезными свойствами, с правилами безопасности, развивать умение различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды грибы, различать их по внешнему, познакомить с новыми стихами и загадками, побуждать самих составлять загадки, стихи, воспитывать бережное отношение к природе.
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе). Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах пяти. Познакомить с новыми стихами и загадками, побуждать самих составлять загадки, стихи, воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм. Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятиях, самостоятельность. Инициативность, ответственность.
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Информационная карта проекта :
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Тип проекта : познавательно-речевой.
Возраст детей: 4 года
Участники. Дети средней группы, учитель-логопед, воспитатель группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Дети могут рассказать о ягодах и грибах, их полезных свойствах, о правилах безопасности и бережного отношения в природе.
Освоены умения различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды грибы, различать их по внешнему.
Воспитанники знают новые стихи и загадки, могут рассказать свои сказки и рассказы о грибах и ягодах.
Продукт проектной деятельности.
Этапы работы: подготовительный.
- подбор методической и художественной литературы,
- подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка,
- подбор пособий и игр по данной теме,
- подготовка материалов для продуктивной деятельности,
• подготовить информацию для родителей: оформление папки-передвижки; размещение справочной информации по тематике: пальчиковая гимнастика, задачи по теме.
Формы работы:
Образовательная деятельность
«Лес. Грибы. Ягоды». Логопедические фронтальные занятия.
Цель: уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме.
«Грибы. Ягоды». ФЭМП.
Цель: обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп к меньшей группе. Развитие мыслительных операций, речевой деятельности на примере изучаемой лексической темы.
«Гриб мухомор». Аппликация.
Цель: формировать умение выполнять аппликацию. Формировать умение различать, называть и использовать в аппликации круглую форму, белый и красный цвета. Развивать умение располагать круги по всей шляпке мухомора.
«Осенний лес». Рисование.
Цель: формировать умение рисовать дерево после листопада. Развивать умение рисовать дерево крупно, располагать изображение по центру листа. Расширять, уточнять пассивный словарь на основе обогащения по лексической теме «Лесю Грибы. Ягоды». Активизировать в речи слова: «лес», «дерево», «грибы», «ягоды», «малина».
Ежедневное проведение логопятиминуток по теме «Лес. Грибы. Ягоды» : артикуляционная гимнастика, физминутки, логоритмика, проговаривание речёвок, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие координации движений и дыхания.
Беседы
«Грибное царство, ягодное государство», «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы», «Правила поведения в лесу», «Зачем грибы и ягоды в лесу».
Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод».
Экскурсии по территории детского сада.
Просмотр мультфильмов «Лунтик. Белый гриб»; «Маша и медведь» - «День варенья».
Речевые игры: «Отыщи и назови гриб», «Какой сок», «Узнай по описанию», «Чей гриб?», «Скажи по-другому», «Сравни грибы и ягоды», «Сосчитай-ка» (в пределах 5, «Что на картине» (лес, грибы, ягоды, «В лес за ягодами, грибами», «Подскажи словечко», «Опиши гриб, ягоду», «Один – много», «Назови ласково», «Что лишнее», «Где гусеница» (предлоги).
Дидактические игры: «Собери грибы в корзину», «Найди лишний», «Разложи по размеру», «Угадай, где гриб растёт», «Лесные дары», «Чудесный мешочек», «Сколько пятнышек у мухомора» (ФЭМП, «4 лишний», «Что где растёт».
Игры на развитие мелкой моторики: «Отыщи гриб» (песочная терапия, «Собери гриб», «Шнуровка», «Паззлы», «Выложи гриб» (из фасоли, «Обведи по контуру», «Раскрась по образцу», «Рисуем пальчиками» (песочная терапия, пальчиковые игры, игры с шариками Су-Джок.
Сюжетно-ролевые: «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму».
Подвижные: «Грибники», «По ягоды», «Ягодка – малинка», «Мухомор», «Поймай грибочек», «К названному дереву беги».
Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах : В. Сутеева «Под грибом»
Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»).
Тематическая сказка «Грибы и ягоды».
Прослушивание аудиосказки В. Даля «Война грибов и ягод».
Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах
Обсуждение пословиц и поговорок.
Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,
Разучивание песни-игры с грибами.
Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод
Работа с родителями.
- консультации и рекомендации родителям по изучаемой теме.
- наблюдения в природе, прогулки в парк посёлка.
Итоговые мероприятия:
- осенний праздник «Осень в лесу».
- игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема: «Царство ягод и грибов" (для мониторинга усвоения лексического материала детьми).
- выставка рисунков и поделок по теме «Грибы и ягоды растут в лесу».
Этапы реализации проекта
Название этапа Мероприятия
Подготовительный. Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.
Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.
Анкетирование родителей.
Подготовка взрослых к проектной деятельности : подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.
Организационный. Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.
Пополнение развивающей среды
Основной. Реализация всех видов работ по проекту.
Итоговый. Итоговое диагностирование детей
Повторное анкетирование родителей
Презентация проекта :
- Выставка детских работ
- Игра-викторина «Вопрос на засыпку».
Тема: "Царство ягод и грибов"
Осенний праздник «Осень в лесу».
Предполагаемые результаты проекта
Краткосрочные:
- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;
- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;
- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;
- будет созданы новые печатные продукты;
- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;
- получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.
Долгосрочные:
- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
- станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;
- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;
- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства
Эффективность реализации проекта.
В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетирование родителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:
Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:
- рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;
- выставка поделок;
- посещение игры-викторины;
- чтение предложенной им литературы и поиск новой.
3. Были созданы:
- новые пособия дидактических игр;
- альбом «Царство ягод и грибов»;
- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.
4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности
Дальнейшее развитие проекта
Размещение на официальном сайте ДОУ.
Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.
Использовать этот проект в работе с другими детьми.
Литература:
Н. В. Нищева, Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 4 до 5 лет (средняя группа, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022г.
Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.
О. Э. Литвинова, Рисование, лепка, аппликация с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР. 4-5 лет, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021г.
Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010г.
Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012г.
Энциклопедия «Я познаю мир».
Грибы в картинках. Ягоды в карттинках. Наглядное пособие для педагогов, ГНОМ и Д, 2018г.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.
Т. А Куликовская, Лес. Деревья. Грибы. Ягоды. Дидактический материал, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.
Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры. - Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.