Получи документы

Логопедический проект в средней группе «Лес. Грибы. Ягоды»

Екатерина Шатохина
Логопедический проект в средней группе «Лес. Грибы. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы

Лес. Грибы. Ягоды

"Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет

развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею,

вглядываться в неё и вслушиваться" –

писал В. А. Сухомлинский

Актуальность:

Публикация «Логопедический проект в средней группе „Лес, Грибы, Ягоды“» размещена в разделах

Мы столкнулись с проблемой, что многие дети не знают названия грибов и ягод и не могут объяснить полезную значимость даров лета. Лексический запас детей по теме «Лес. Грибы. Ягоды» беден и нуждается в пополнении и активизации словаря. Именно поэтому мы с ребятами взялись реализовать проекта. Мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов и ягод, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц.

Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме "Грибы и ягоды".

Задачи: обогатить знания детей о грибах и ягодах, познакомить с их полезными свойствами, с правилами безопасности, развивать умение различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды грибы, различать их по внешнему, познакомить с новыми стихами и загадками, побуждать самих составлять загадки, стихи, воспитывать бережное отношение к природе.

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение и расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе). Совершенствование элементарных математических представлений, навыка счета в пределах пяти. Познакомить с новыми стихами и загадками, побуждать самих составлять загадки, стихи, воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Привлечь внимание к окружающим природным объектам, развить умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм. Воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятиях, самостоятельность. Инициативность, ответственность.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Информационная карта проекта :

Продолжительность проекта : 1 неделя.

Тип проекта : познавательно-речевой.

Возраст детей: 4 года

Участники. Дети средней группы, учитель-логопед, воспитатель группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Дети могут рассказать о ягодах и грибах, их полезных свойствах, о правилах безопасности и бережного отношения в природе.

Освоены умения различать садовые и лесные ягоды, съедобные и несъедобные ягоды грибы, различать их по внешнему.

Воспитанники знают новые стихи и загадки, могут рассказать свои сказки и рассказы о грибах и ягодах.

Продукт проектной деятельности.

Этапы работы: подготовительный.

- подбор методической и художественной литературы,

- подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка,

- подбор пособий и игр по данной теме,

- подготовка материалов для продуктивной деятельности,

подготовить информацию для родителей: оформление папки-передвижки; размещение справочной информации по тематике: пальчиковая гимнастика, задачи по теме.

Формы работы:

Образовательная деятельность

«Лес. Грибы. Ягоды». Логопедические фронтальные занятия.

Цель: уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме.

«Грибы. Ягоды». ФЭМП.

Цель: обучение сравнению двух групп предметов и уравниванию двух неравных групп к меньшей группе. Развитие мыслительных операций, речевой деятельности на примере изучаемой лексической темы.

«Гриб мухомор». Аппликация.

Цель: формировать умение выполнять аппликацию. Формировать умение различать, называть и использовать в аппликации круглую форму, белый и красный цвета. Развивать умение располагать круги по всей шляпке мухомора.

«Осенний лес». Рисование.

Цель: формировать умение рисовать дерево после листопада. Развивать умение рисовать дерево крупно, располагать изображение по центру листа. Расширять, уточнять пассивный словарь на основе обогащения по лексической теме «Лесю Грибы. Ягоды». Активизировать в речи слова: «лес», «дерево», «грибы», «ягоды», «малина».

Ежедневное проведение логопятиминуток по теме «Лес. Грибы. Ягоды» : артикуляционная гимнастика, физминутки, логоритмика, проговаривание речёвок, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие координации движений и дыхания.

Беседы

«Грибное царство, ягодное государство», «Съедобные и несъедобные ягоды и грибы», «Правила поведения в лесу», «Зачем грибы и ягоды в лесу».

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод».

Экскурсии по территории детского сада.

Просмотр мультфильмов «Лунтик. Белый гриб»; «Маша и медведь» - «День варенья».

Речевые игры: «Отыщи и назови гриб», «Какой сок», «Узнай по описанию», «Чей гриб, «Скажи по-другому», «Сравни грибы и ягоды», «Сосчитай-ка» (в пределах 5, «Что на картине» (лес, грибы, ягоды, «В лес за ягодами, грибами», «Подскажи словечко», «Опиши гриб, ягоду», «Один – много», «Назови ласково», «Что лишнее», «Где гусеница» (предлоги).

Дидактические игры: «Собери грибы в корзину», «Найди лишний», «Разложи по размеру», «Угадай, где гриб растёт», «Лесные дары», «Чудесный мешочек», «Сколько пятнышек у мухомора» (ФЭМП, «4 лишний», «Что где растёт».

Игры на развитие мелкой моторики: «Отыщи гриб» (песочная терапия, «Собери гриб», «Шнуровка», «Паззлы», «Выложи гриб» (из фасоли, «Обведи по контуру», «Раскрась по образцу», «Рисуем пальчиками» (песочная терапия, пальчиковые игры, игры с шариками Су-Джок.

Сюжетно-ролевые: «Семья – в лес за грибами», «Заготовки на зиму».

Подвижные: «Грибники», «По ягоды», «Ягодка – малинка», «Мухомор», «Поймай грибочек», «К названному дереву беги».

Чтение и обсуждение с детьми литературных произведений, рассказывающих о грибах и ягодах : В. Сутеева «Под грибом»

Чтение рассказов В. Зотова из книги «Лесная мозаика» («Брусника», «Земляника», «Малина», «Мухомор», «Подберезовик»).

Тематическая сказка «Грибы и ягоды».

Прослушивание аудиосказки В. Даля «Война грибов и ягод».

Разучивание стихов, загадок о грибах и ягодах

Обсуждение пословиц и поговорок.

Слушание музыки: Абелян Л. «По грибы»,

Разучивание песни-игры с грибами.

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий с изображением грибов и ягод

Работа с родителями.

- консультации и рекомендации родителям по изучаемой теме.

- наблюдения в природе, прогулки в парк посёлка.

Итоговые мероприятия:

- осенний праздник «Осень в лесу».

- игра-викторина «Вопрос на засыпку». Тема: «Царство ягод и грибов" (для мониторинга усвоения лексического материала детьми).

- выставка рисунков и поделок по теме «Грибы и ягоды растут в лесу».

Этапы реализации проекта

Название этапа Мероприятия

Подготовительный. Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.

Диагностирование детей с целью выявления уровня знаний и представлений о дарах леса – грибах и ягодах.

Анкетирование родителей.

Подготовка взрослых к проектной деятельности : подбор литературы, иллюстративного материала, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.

Организационный. Распределение амплуа, определение видов работ по проекту, детских задач в рамках проектной деятельности.

Пополнение развивающей среды

Основной. Реализация всех видов работ по проекту.

Итоговый. Итоговое диагностирование детей

Повторное анкетирование родителей

Презентация проекта :

- Выставка детских работ

- Игра-викторина «Вопрос на засыпку».

Тема: "Царство ягод и грибов"

Осенний праздник «Осень в лесу».

Предполагаемые результаты проекта

Краткосрочные:

- будет достигнута цель: получение детьми новых знаний;

- повысится интерес и активность родителей к участию в жизни детского сада;

- пополнится картотека дидактических игр и пособий иллюстративный материал, фонотека;

- будет созданы новые печатные продукты;

- повысится профессиональный уровень воспитателя по применению в работе современных педагогических технологий;

- получив представление о многообразии грибов и ягод, правилах сбора и поведения в природе, дети сознательно поставят новую познавательную задачу.

Долгосрочные:

- знакомство с разнообразием окружающей ребёнка природой окажет помощь в социализации, в воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;

- станет возможным реализация данного проекта в работе с новыми детьми;

- возникнет потребность воспитателя в разработке и реализации новых проектов в работе с детьми;

- появится возможность представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства

Эффективность реализации проекта.

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей и анкетирование родителей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников и их родителей.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

1. Дети узнали много интересного о грибах и ягодах, их строении, правилах сбора и поведения в природе и пришли к выводу:

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях:

- рисование вместе с детьми на тему: «В лес мы пойдём - грибы, ягоды найдём»;

- выставка поделок;

- посещение игры-викторины;

- чтение предложенной им литературы и поиск новой.

3. Были созданы:

- новые пособия дидактических игр;

- альбом «Царство ягод и грибов»;

- создана подборка стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о грибах и ягодах.

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности

Дальнейшее развитие проекта

Размещение на официальном сайте ДОУ.

Представить данный проект в профессиональных конкурсах педагогического мастерства.

Использовать этот проект в работе с другими детьми.

Литература:

Н. В. Нищева, Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 4 до 5 лет (средняя группа, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022г.

Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», Москва, 2006 г.

О. Э. Литвинова, Рисование, лепка, аппликация с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР. 4-5 лет, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021г.

Шорыгина Т. А. «Грибы. Какие они?», ГНОМ и Д, 2010г.

Шорыгина Т. А. «Ягоды. Какие они?», ГНОМ и Д, 2012г.

Энциклопедия «Я познаю мир».

Грибы в картинках. Ягоды в карттинках. Наглядное пособие для педагогов, ГНОМ и Д, 2018г.

Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Как обеспечить безопасность дошкольников. /Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возрастаю – Москва «Просвещение», 2006.

Т. А Куликовская, Лес. Деревья. Грибы. Ягоды. Дидактический материал, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.

Полынова В. К. Дмитренко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста /Планирование работы. Беседы. Игры. - Санкт – Петербург Детство – Пресс, 2010.

Публикации по теме:

«По грибы, по ягоды». Фотоотчет о занятии с детьми младшей группы«По грибы, по ягоды». Фотоотчет о занятии с детьми младшей группы В рамках единого дня безопасности было проведено занятие с детьми младшей группы по теме " съедобные и и несъедобные грибы и ягоды". В.

Дидактическая игра «Что лежит в корзинке?» по теме «Лес. Грибы. Ягоды»Дидактическая игра «Что лежит в корзинке?» по теме «Лес. Грибы. Ягоды» За грибами мы пойдем И корзиночки возьмем. А корзинки непростые, А корзиночки грибные! Вот какой - Урожай грибной! Цели: -обогащение,.

Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе по теме недели «Грибы, ягоды»Фотоотчет по дистанционному обучению в средней группе по теме недели «Грибы, ягоды» Подошел к концу учебный год. Время подвести итоги: дети повзрослели, поумнели, многому научились, но многому предстоит ещё научиться. Время.

Фотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группеФотоотчет о тематической неделе «Грибы. Ягоды» в старшей группе Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить Вашему вниманию фотоотчет тематической недели " Грибы. Ягоды" в старшей группе. Всю неделю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект в средней группе «Лес. Грибы. Ягоды»
Опубликовано: 18 октября 2024 в 18:36
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Логопедический проект в средней группе «Лес. Грибы. Ягоды»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шатохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД