Екатерина Осипова
Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
В основном, на логопедических занятиях для улучшения звукопроизношения деткам предлагают выполнять дыхательную и артикуляционную гимнастику. Но, к сожалению, случается так, что этого недостаточно, так как нарушения речевого аппарата более серьезные. Именно в таких случаях ребенку может быть предложен нетрадиционный, но, тем не менее, очень эффективный метод логопедического воздействия – логопедический массаж.
Публикация «Логопедический массаж-как инновационная технология в логопедической практике» размещена в разделах
Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Использование логопедического массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает моторику.
Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, специально обученными логопедом.
Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Ни в коем случае нельзя проводить массаж, если у ребенка активные формы туберкулеза, конъюнктивиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, острая крапивница, отек Квинке в анамнезе, наличие увеличенных лимфатических желез, фурункулез, ОРЗ, стоматит.
В логопедии используют следующие виды массажа:
Массаж, основанный на приемах классического (укрепляющий или расслабляющий);
• Зондовый;
• Точечный;
• Аппаратный;
• Самомассаж
ПРИЁМЫ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА
• Поглаживание - рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки. Если приём проводить медленно, он снижает тонус. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приёмами.
• Растирание- смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Быстрое растирание стимулирует, а медленное (9 движений в минуту) — расслабляет.
• Разминание - смещение тканей с их захватом — действие, стимулирующее даже при локальном воздействии.
• Вибрация- передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани ребёнка. Вибрация бывает двух типов: Прерывистая - с отрывом руки от поверхности кожи (поколачивание, постукивание). Она стимулирует мышцы; Непрерывная - колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.
В начале работы логопед должен самостоятельно провести диагностику состояния мышц верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных. Это поможет определить тактику массажа. Такая диагностика проводится путем осмотра, пальпации, наблюдения при выполнении динамических и статических упражнений.
Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата.
Он может быть нормальным, повышенным (тогда он называется «гипертонус») и пониженным (гипотонус).
В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая, эластичная, ее ощупывание безболезненно.
При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные.
При гипотонусе вялые,дряблые.
Соответственно, при гипертонусе необходим расслабляющий (тормозящий) массаж, а при гипотонусе тонизирующий (стимулирующий).
На основании результатов предварительной диагностики логопед должен составить комплекс массажных приемов, наметить последовательность, методику их проведения и ориентировочно дозировку и только после этого приступать к логопедическому массажу.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут.
Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях массаж может выполняться в течение года и более.
Классический ручной массаж
Логопедический массаж выполняется в основном в области: мышц головы, шеи, верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата (мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба)
Зондовый массаж
Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
Точечный массаж.
Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Использование самомассажа полезно по нескольким причинам:
Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
• Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
• Можно использовать без специального медицинского образования.
Процедура самомассажа проводится по схеме:
-Массаж головы;
-Мимических мышц лица,
-Губ;
-Языка.
Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.